03.04.2015 18:16
    Поделиться

    В Москве назвали лауреатов премии The Art Newspaper Russia за 2014 год

    Несмотря на то, что премия The Art Newspaper Russia молодая (ей всего три года) и не денежная, она весьма точно показывает время. Не только, какое тысячелетие на дворе, но и что за век...  Приз - скульптура, сделанная художником Сергеем Шеховцевым из пенопласта, - похож на стрелки часов. Правда, вместо стрелок - две башни с часами, кремлевская Спасская и лондонский Биг Бен.

    "Конечно, это премия предсказуемая", - уверенно сказала коллега за пять минут до начала церемонии вручения премии газеты The Art Newspaper Russia за 2014 года в Манеже. "И каковы Ваши предсказания?", - поинтересовалась я. Она назвала своих фаворитов в каждой из пяти номинаций: музей года, реставрация года, книга года, выставка года, личный вклад. Час спустя мы деликатно не стали возвращаться к этой теме. Счет оказался 1:5 - лишь один ответ попал в яблочко. В общем, премия одного из самых авторитетных мировых изданий по искусству (владельцем сети этих изданий, выходящих в Великобритании, Италии, Франции, Греции, является Инна Баженова, она же - издатель российской версии) радует неожиданностями.

    Так, в номинации "Книга года" премию получила издательская программа Музея современного искусства "Гараж" и издательства Ad Marginem, в рамках которой переведены и изданы интеллектуальные бестселлеры, начиная от книжек Ролана Барта, Сьюзан Сонтаг и Жиля Делеза до вечно актуального (и любимого продвинутой публикой) "Бобо в раю: откуда берется новая элита" Дэвида Брукса. Что немаловажно - по доступным ценам. Получавшие премию издатели Александр Иванов и Михаил Котомин напомнили, что, по мнению социологов, самыми активными покупателями являются девочки от 10 до 14 лет. С их точки зрения, это весьма обнадеживающий факт. Поскольку чем моложе будет читатель книг по искусству, тем больше перспектив не только у издательства и авторов, но и всех нас.

    Напомню, что в этой же номинации на премию выдвигался фундаментальный труд "Энциклопедия русского авангарда" в трех томах (при этом - третий том вышел в двух книгах). Энциклопедия создавалась под руководством Василия Ракитина и Андрея Сарабьянова. Кроме того, на звание "Книги года" номинирован был путеводитель Николая Васильева и Елены Овсянниковой "Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки", изданный ABCdesign.

    Выбор газеты при этом четко мотивирован - при прочих равных она предпочитает награждать проекты и работы, имеющие публичный резонанс, доступные широкой публике. Это отчасти объясняет, почему масштабный проект "Гаража" и Ad Marginem "обошел" фундаментальный многотомный труд создателей "Энциклопедии русского авангарда".

    Кроме просветительского влияния на умы сограждан, другой критерий, важный для арт-издания, версии которого выходит на пяти языках, - международный отклик на события отечественной художественной жизни, соотнесение их с контекстом интернациональной арт-сцены. Неудивительно, что из четырех номинантов на "Выставку года" три оказались международными проектами. Это основной проект Manifesta 10 (куратор Каспар Кёниг), показанный в Государственном Эрмитаже, "Золотой век русского авангарда" Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, представленный в московском Манеже, и проект фонда коллекционера Игоря Цуканова "Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада" (куратор Андрей Ерофеев) в лондонской галерее Саатчи. Четвертым среди номинантов был тщательно и с любовью сделанный Музеем экранной культуры ("Манеж/МедиаАртЛаб") и галереей "Триумф" выставочный цикл "Большие надежды", который в течение года (!) давал площадку в Манеже молодым художникам. Надо ли говорить, насколько это важно для молодых? Но понятно и то, что соревноваться "Большим надеждам" с проектом Каспара Кёнига в Эрмитаже или международным проектом "Постпоп-арт…" непросто.

    В итоге "Выставкой года" был назван мультимедийный проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке "Золотой век русского авангарда", созданный известным режиссером для России и профинансированный министерством культуры РФ и департаментом культуры Москвы. Питер Гринуэй, правда, не появился. Ну, или почти не появился. Вместо него с мультимедийным приветом (и авторским посланием минкульту) выступил Вениамин Смехов. Реально он был очень похож на автора "Контракта рисовальщика". Звоня из красной лондонской телефонной будки (словно по скайпу), он с экрана объяснил, почему главным для него произведением русского авангарда является "Черный квадрат" Малевича. Словом, произнес небольшой спич. Почти как герои гринуэевской мультимедийной инсталляции.  Получать премию вышли Саския Боддеке и кураторы Ольга Шишко и Елена Румянцева. Саския Боддеке призналась в очередной раз в любви к русскому авангарду. Ольга Шишко, вспомнив "количество шишек", доставшихся на ее долю за этот проект, заметила, что его авторы отнюдь не обещали научное академическое исследование, а предложили лишь свой субъективный взгляд. И заметила, что с каждым днем обращение к опыту художников русского авангарда оказывается все актуальнее. С чем трудно не согласиться.

    Когда на квадратном экране, а также на белом шаре и конусе, стоявших на сцене, появились кадры штурма Зимнего из фильма "Октябрь" (1927) Эйзенштейна, стало ясно, какой музей будет назван "Музеем года". И действительно, приз "The Art Newspaper Russia" достался Государственному Эрмитажу. Получать его вышел Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства. К 250-летнему юбилею музей открыл новое пространство в реконструированном Главном штабе (там теперь Матисс и импрессионисты), а также принял в своих стенах европейскую Манифесту 10.

    Со-номинантами Эрмитажа были частный музей Фаберже, открытый в отреставрированном Шуваловском дворце в Петербурге, и музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим" в Московской области. На почти 30 тысячах квадратных метров разместятся хранилище для коллекций госмузеев Московской области, областной же реставрационный центр, научная библиотека, архив и большой книжный магазин. Иначе говоря, туристический кластер "Русская Палестина" под боком у Ново-Иерусалимского монастыря почти готов.

    В номинации "Личный вклад" премия The Art Newspaper Russia подразумевает не вклад художника (его оценивают Премия Кандинского, "Инновация", Премия Курехина, плюс премия самих творцов "Соратник" - о ее судьбе, кстати, будет рассказывать Антон Литвин 29 апреля в ГЦСИ), а вполне конкретный финансовый вклад в дело процветания изящных искусств и развития арт-рынка. Но речь не только о том, у кого кошелек туже, как можно подумать, а о том, чей проект весомее. Впрочем, в любом случае качество проектов количественному измерению трудно поддается.

    В номинации "Личный вклад" были названы четыре героя: Алексей Ананьев, Виктор Вексельберг, Андрей Филатов, Дмитрий Ханкин. Алексей Ананьев делает ставку на соцреализм, покупая и продвигая его, в том числе на таких масштабных выставках, как "Советский спорт" в Лондоне; он основал Институт русского реалистического искусства. Коллекционер и один из спонсоров Третьяковской галереи Андрей Филатов (фонд Art Russe) тоже собирает советское искусство. Он организовал вместе с РОСИЗО выставки Виктора Попкова в Венеции и Лондоне, инициировал создание в Лувре постоянной экспозиции русского искусства. А в Лондоне собирается создать музей соцреализма. Благодаря Дмитрию Ханкину, совладельцу галереи "Триумф", смог состояться проект "Большие надежды", ну, а обещанная в Манеже выставка Бэнкси не случилась по причинам, от галериста не зависящим.

    Премия же The Art Newspaper Russia вручена Виктору Вексельбергу, который за создание частного Музея Фаберже в Шуваловском дворе уже был назван "меценатом года". В том музее разместилась легендарная коллекция императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже, покупка которых стала сенсацией в 2004 году. Кроме впечатляющей коллекции, говорят об образцовой научной реставрации Шуваловского дворца и не менее образцовой музейной экспозиции. Виктор Вексельберг также попечитель Еврейского музея и центра толерантности. Наконец, именно благотворительный фонд Вексельберга "Связь времен" выкупил архив князей Юсуповых и передал его в дар государству, в ГАРФ. Получая премию, Вексельберг поблагодарил не только организаторов премии, но и виолончелиста Бориса Андрианова, выступавшего на сцене перед объявлением победителя.

    Вслед за музыкальной классикой на сцене зазвучала протяжная песня "Кумушки" в исполнении Тины Георгиевской, а на экранах появились кадры фильмов Андрея Тарковского. Они сопровождали вручение премии в номинации "Реставрация года" Владимиро-Суздальскому музею заповеднику за реставрацию фресок Гурия Никитина (XVII век) в Спасо-Преображенском соборе Суздаля. Работы, которые начались в 1968 году, прерывались не единожды из-за недостаточного финансирования. В 1971-1973 и 1983-1985 годах ими руководил Александр Некрасов, известный владимирский художник-реставратор. Он не дожил до окончания работ. И последние два года реставрация шла под началом Владимира Сарабьянова (Межобластное научно-реставрационное художественное управление). В общем, не прошло и полвека, как работа завершилась. Гендиректор Владимиро-Суздальского музея заповедника Светлана Мельникова, получая приз, сообщила, что в ближайших планах музея - начало реставрации фресок Андрея Рублева. И вспомнив к месту слова Пушкина, что без денег-то и счастья нет, выразила тем самым надежду на более щедрое финансирование реставрационных работ в будущем.

    Поделиться