Предыдущий список резервистов публиковался в начале декабря и тоже содержал 144 фамилии. За три прошедших месяца 12 человек из этого списка получили новые должности. Например, мэр Благовещенска Александр Козлов стал врио губернатора Амурской области, а первый заместитель министра сельского хозяйства Игорь Манылов занял пост руководителя Главгосэкспертизы.
А имена первых резервистов (сначала 100, потом еще 500) были обнародованы в 2009 году. Среди них 32,4 процента составляли работники федеральных органов власти, 18,8 процента - региональные чиновники, 29,8 процента - бизнесмены, 19 процентов - представители общественных организаций, науки и образования.
Отбором кадров для резерва занимается специальная комиссия под руководством главы президентской администрации. В ее составе полпреды в федеральных округах, председатель РСПП, ректоры Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, а также эксперты от органов власти, политических партий, духовенства и общественных организаций. С 2014 года чуть более половины резервистов получили назначения на руководящие посты. В том числе бывшие депутаты Госдумы Андрей Воробьев, ставший губернатором Московской области, и Татьяна Воронова, недавно возглавившая управление по внутренней политике президентской администрации.
Созданием кадрового резерва теперь обязаны заниматься и руководители госслужащих. Им надлежит планировать карьеру своих подчиненных на несколько лет вперед.
Власть на всех ее уровнях нуждается в кадровом обновлении. Нужны новые источники для пополнения управленческого корпуса. Долгие годы таких источников было два - Санкт-Петербург и силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения во многом напоминает "подбор и расстановку кадров", то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура.
Дефицит управленческих кадров особенно ощутим в регионах. Кадровая стратегия губернаторов долгие годы была направлена исключительно на удержание власти. Потенциальным наследникам веры не было. И не без оснований, поскольку "новая метла" то тут, то там вопреки обещаниям сохранить преемственность во всем начинала наводить свой порядок в доме. В период отмены губернаторских выборов казалось, что кадровая ротация пойдет энергичнее. Но нет, большинство глав регионов остались на своих постах: были избранными, стали назначенными. А бизнесмены, получившие должности в региональных органах власти, были заняты преимущественно решением собственных задач. Их пребывание на этих должностях мало повлияло на качество управления. Словом, региональная власть тоже нуждается в обновлении.
Одна из причин кадрового застоя в органах власти - отсутствие конкуренции. Нормальной конкуренции между профессионалами. Понятие "рынок труда" на сферу государственного управления почему-то не распространяется. На смену иерархическому отбору с присущим ему тасованием одной и той же той кадровой колоды не пришел открытый рыночный отбор. Даже административные преобразования подчас копируют советскую практику. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, тогда, когда требуется кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить хорошей должностью. С тех пор мало что изменилось. Система органов власти в России по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок. От постоянного создания "сдержек и противовесов". От чьего-то стремления выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт.
Теперь, когда создание управленческого резерва взято под президентский патронат, кадровая ротация на всех уровнях власти пошла чуть-чуть быстрее. И хорошо, что база данных с именами потенциальных кандидатов на государственные посты доступна общественной публике. Ее открытость - одно из принципиальных условий, позволяющих исключить практику, когда решения о замещении должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или за деньги. Но, с другой стороны, представленный на широкое обозрение поименный список резервистов открывает простор для лоббистских атак, аппаратных интриг, информационных "вбросов" различного толка. Кроме того, публикацией списка можно поставить в неловкое положение и тех, кто назначает на государственные посты, и тех, кого. Ведь попасть в резервисты еще не значит добиться должности, а получить предложение еще не значит принять его. Тут никаких взаимных обязательств.
Как бы то ни было, ротация должностных лиц на всех этажах управления неизбежна и необходима. Кого назначат, нам знать не дано. Но именной состав кадрового резерва, опубликованный на этой неделе, позволяет делать предположения.