Россия участвует в нем не один десяток лет и даже имеет под эту миссию специальный летный отряд. Самолеты авиационного мониторинга Ан-30Б, Ту-154 МЛК1 и Ту- 214ОН дислоцируются в Подмосковье.Они не предназначены для боевого применения, зато оборудованы аппаратурой видео- и фотоконтроля. Одна из таких машин - Ан-30Б - как раз пролетит над Румынией.
Начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков сообщил корреспонденту "РГ", что наблюдательная миссия продлится до 10 апреля. Стартовать наш самолет будет с аэродрома открытого неба Бухарест. Максимальная дальность его маршрута определена в 900 километров. Для Румынии это приличное расстояние.
А американцы воспользуются своим бортом - ОС-135В. В какие регионы России и Белоруссии он отправится, ни сами контролеры, ни представители принимающих их сторон не говорят. Но маршруты всегда оговариваются заранее. Международные инспекторы дают заявку с интересующими их районами, а хозяева решают, в какой из заявленных регионов открыть для чужого контроля и съемки.
Чтобы зарубежные инспекторы не отклонялись от намеченного пути, не садились там, где им не положено, и не использовали для съемки разведывательную аппаратуру, вместе с ними на борту постоянно находятся представители принимающей стороны. В данном случае это будут российские офицеры.
Накануне вылета они обязательно проверят, соответствует ли "начинка" американского ОС-135В заявленной и прошла ли находящаяся на его борту аппаратура наблюдения и съемки международную сертификацию, как того требует договор "Открытое небо".
В принципе такие полеты можно назвать официально санкционированным воздушным шпионажем. Но дипломаты и военные предпочитают более мягкую терминологию. Они именуют эти миссии контрольными, имея в виду предусмотренный договором официальный мониторинг перемещения войск внутри страны.
Соглашение придумали как раз для того, чтобы исключить внезапное нападение какого-то государства на соседей. Если инспекторы зафиксируют с воздуха, что оно без предварительного уведомления подтягивает к границе армейские части или направляет к пограничным водам свои военные корабли, сопредельные страны немедленно об этом проинформируют. И кое-кому придется объяснять международному сообществу, что за нужда заставила местных военных проводить такие маневры.
Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года договор по открытому небу сегодня охватывает территорию более тридцати стран мира. Возможности международных инспекторов практически не ограничены. Они имеют право фотографировать передвижения войск и кораблей, а также снимать любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Копии этих снимков обязательно передают инспектируемой стране, а при желании - и каждому участнику договора. Главное требование, чтобы там четко распознавались основные виды военной техники.