05.04.2015 18:35
Поделиться

Визит Лаврова в Словакию показал раскол общественного мнения в ЕС

В столице Словакии Братиславе отметили 70-ю годовщину освобождения от фашистов. К монументу освободителям на горе Славин возложили венки первые лица государства и специально прибывший для участия в торжествах министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

В этом году праздник пришелся на Страстную субботу по григорианскому календарю - день, когда христиане, живущие по новому стилю, вспоминают пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его в ад. В Братиславе впервые за последнюю неделю выглянуло солнце, и сильный ветер развевал словацкие, российские и даже новороссийские флаги, которые держали люди, собравшиеся на Славине. Среди них были просто граждане с георгиевскими ленточками на груди, ветераны, члены компартии Словакии, живущие в Братиславе сирийцы. Последние стояли с двумя флагами - сирийским и российским. "Мы за Асада, мы за Россию, мы за мир", - заявил один из них, Мустафа, размахивая флагами навстречу подъезжающему кортежу Сергея Лаврова.

Участие российского министра в празднованиях в Словакии показало, насколько велик разрыв между официальной политикой ЕС, включая Братиславу, по отношению к России и мнением большинства европейцев. Пусть Словакия никогда не была ведущим европейским государством, однако в начале 1990-х они не меньше других хотели выхода из Варшавского договора и независимости. В 1990-м году россиянам советовали по возможности не говорить на улицах по-русски, "во избежание эксцессов". Прошло четверть века - и люди на улицах сами заговаривают по-русски.

- Мы видим всю разницу между пропагандой ЕС и реальным положением дел, - рассказала пожилая женщина подошла, увидев россиян. - Здесь нам твердят только, что Россия плохая и агрессор. Мы не верим. Мы видим, что наше правительство полностью следует западной пропаганде и занято внутренними интригами, а никаких реальных изменений в стране не происходит. Зато они любят поговорить, как ужасно ведет себя Москва.

Во время возложения венков опять стало понятно, как к кому относятся. Первым на возложение приехал президент Словакии Андрей Киска, либерал и западник. Собравшиеся у монумента на Славине буквально взвыли: "Ганьба, Киска" (Ганьба - позор, по-словацки). Премьер-министр Словакии Роберт Фицо, консерватор, старающийся поддерживать нормальные отношения с Москвой, возложил венок в молчании. Зато стоило появится Лаврову - толпа замахала российскими и словацкими флагами под крики: "Ура!", "Россия!", "Мы вместе!".

- Хочу от всего сердца поздравить словаков с праздником освобождения, - сказал российский министр, выступая перед собравшимися. - 70 лет назад победа стала возможна благодаря совместным действиям Красной армии, словацкой бригады и партизан, 1-го чехословацкого армейского корпуса. Сегодня у России и Словакии есть единая оценка тех событий и убежденность, что мы должны хранить память о них, не допуская искажения исторической правды.
Министр имел в виду неоднократные попытки приуменьшить роль советских войск в освобождении Словакии. Сейчас, накануне 70-летия, эта тема снова на слуху.

Один из пришедших на Славин ветеранов сказал по этому поводу: "Бог им судья. Без Красной армии нам бы не удалось скинуть нацистов. Теперь, столько лет спустя, конечно, легко переписывать историю, но мы-то пока помним, как все было". Он показал на своих товарищей, собравшихся на вручение им российских медалей "70-летие Победы в Великой Отечественной войне".

Медали девятерым собравшимся ветеранам вручил лично Сергей Лавров. Как рассказали в российском посольстве, с 6 по 9 мая по всей Словакии будут проходить торжества по поводу Дня победы, и в эти дни российские медали получат еще около 400 участников боевых действий по освобождению Словакии. Это страна стала полем столкновения российского и западного влияния. Москва напоминает о победе в войне, о памяти жертв, привлекает в страну поисковые отряды, сейчас, например, там работает группа из Кировского отделения Российского военно-исторического общества.

Запад тем временем говорит об Украине и о демократии. Для этого используются различные средства. Например, где бы не появлялся Лавров во время визита в Братиславу, будь то президентский дворец или резиденция премьер-министра, его встречала у ворот небольшая группа словаков с украинскими флагами.

- Мы хотим демократии, - пояснила цель митинга один из организаторов, Элен, архитектор и дизайнер. Участники акции, по ее словам, договорились о митинге через Facebook.

- А почему вы держите украинские флаги, если беспокоитесь о России?

- Мы хотим, чтобы Украине дали возможность вступить в ЕС. Пусть она попробует это сделать. Да, мы знаем, что Европе Киев составит больше проблем, чем принесет пользы, но дайте им шанс, - закончила она свою речь.

Есть вероятность, что раскол в тихой Словакии будет углубляться. И катализатором окажется именно украинская проблема. Не то, чтобы всех словаков волновала Россия, большинство словаков живут своими ежедневными заботами.

Но вступление в ЕС не оправдало радужных надежд. В стране довольно высокая безработица, много тех, кто приезжает на заработки, в первую очередь, это украинцы. То есть доверия к Евросоюзу особого нет. При этом к России у многих осталось хорошее отношение, и представить Москву в роли агрессора они просто не в состоянии. При этом они побаиваются Украины, точнее - возможного наплыва оттуда мигрантов.

- Ну как же так, - не понимает Мирослав, который держал на горе Славин флаг Новороссии с надписью: "Братя славяне - мы с вами". - Наш президент-либерал смотрит только на Запад и полностью повторяет то, что ему там скажут. В результате идет совершенно необъективное освещение конфликта на Украине. А мы не считаем, что Россия плохая. Это совершенно бездоказательные заявления.

Впрочем, стоит надеяться на лучшее. Как отметил Сергей Лавров, Словакия - наш давний партнер, и хотя отношения России и ЕС переживают не лучший период, мы чувствуем возможность дальнейшего развития контактов.

- Формирование общего пространства от Атлантики до Тихого океана, опираясь на принцип равного партнерства - только на такой основе можно строить отношения с НАТО, - добавил глава российского внешнеполитического ведомства.