Показания выживших пока не прояснили ситуацию. Например, по словам матроса Дмитрия Дмитриевича, затопление судна продолжалось примерно полчаса, но за это время никто не понял, что ситуация настолько серьезна. Молчал и капитан, не подавая сигналов тревоги. Возможно, все надеялись, что крен удастся выправить. Однако подъем судна с такой глубины будет дорогой и чрезвычайно сложной операцией. В Морском спасательном подцентре порта Петропавловска-Камчатского полагают, что компания-судовладелец может оставить траулер на дне.
Основной причиной трагедии в Охотском море сейчас называют нарушение правил безопасности мореплавания. Это может быть недостаток топлива или слишком много людей на борту. Об этом заявил врио главы Сахалина Олег Кожемяко в эфире программы "Вести в субботу с Сергеем Брилевым".
"Это нарушение правил безопасности мореплавания, когда в нижних танках, где должно находиться топливо или балласт воды для остойчивости судна, находился минимальный запас топлива - 57 при норме 250 тонн. Не была закачана вода, что привело к потере остойчивости, она стала отрицательная. В результате подъема трала с рыбой, он порядка 80 тонн, где-то при повороте произошел крен, зачерпнули иллюминаторами, они, как правило, открыты по бортам, и в цеху переработки, и в машинном отделении, и судно начало крениться, начало набирать воду", - рассказал Кожемяко.
При этом он исключил версию столкновения траулера с подводной лодкой. "Охотское море - внутреннее море, там не может быть подводных лодок", - сказал врио главы Сахалина.
Еще одна версия: причиной гибели судна могли стать неожиданно открывшиеся кингстоны (клапаны в подводной части судна. - Прим. "РГ"). Об этом рассказал глава информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.
"Не исключено, что кингстоны могло сорвать из-за недостаточной укрупненности после ремонта судна, - предположил глава информационного агентства по рыболовству. - Когда кингстоны срывает, вода поступает в судно стремительно, оно заваливается на бок, а потом молниеносно встает, как свеча, и тонет".
Впрочем, следствие уже ведется. В офисах компании - судовладельца ООО "Магеллан", которому принадлежит судно, прошли обыски. Как сообщил "Российской газете" источник в следственных органах, из представительства компании в Южно-Сахалинске изъяты коробки и мешки с документацией.
Проверка этих данных займет не менее недели. Кроме Южно-Сахалинска следственные действия велись во Владивостоке и Магадане. Свое расследование ведет и Ространснадзор. Комиссия будет работать месяц-полтора, сообщил "РГ" глава Ространснадзора Александр Касьянов.
Сейчас МЧС наращивает группировку сил и средств и расширяет зону поиска. К поиску привлечено более 2 тысяч человек и около 100 единиц техники. Задействованы вертолета и самолет-амфибия Бе-200.
7 апреля на Сахалине и в Приморье объявят траур по погибшим вместе с траулером морякам.
Уцелевшие члены команды "Дальнего Востока" и тела их погибших товарищей сейчас находятся на судах "Андромеда" и "Справедливый", которые направляются в порт сахалинского города Корсакова.
Ожидаемое время прибытия - утро 7 апреля. Корабли должны были зайти в корсаковскую гавань еще 6 апреля, однако их движение замедлил разыгравшийся шторм. С борта судов сообщают, что спасенные чувствуют себя удовлетворительно.
После прибытия на сушу моряков отправят на обследование в медицинские учреждения Южно-Сахалинска, а затем разместят в гостиницах. Матросам обещают организовать трехразовое питание и снабдить личными вещами. Олег Кожемяко распорядился выделить пережившим трагедию островитянам по 200 тысяч рублей. Семьи погибших работников траулера получат компенсации в миллион рублей.
Встречают матросов в порту Корсаков и сотрудники Федеральной миграционной службы. На борту "Андромеды" находятся также граждане Мьянмы, Вануату, Литвы, Украины. Миграционным инспекторам предстоит выяснить, насколько легально они находились на траулере. Сомнения в этом есть.
Во-первых, людей на судне было гораздо больше положенного по штату. Во-вторых, по спискам все азиатские рыбаки записаны консультантами. Кого и как должны были консультировать, не владея русским, - большой вопрос. Также вопрос и в том, были ли у них разрешение на работу и регистрация?