Две базовые группы клиентов интернет-банков - физические и юридические лица, то бишь B2B и B2C сегменты. Сегодня их количественные и частотные показатели пользования интернет-банкингом почти равны: 50% операций осуществляют компании и примерно столько же частные лица. Но так было не всегда. Еще два года назад доля B2B сегмента среди клиентов интернет-банков была на 10 - 15% больше, чем доля B2C. Юридические лица, то есть организации, компании активнее переходили на систему онлайн-банкинга, быстро оценивая все ее преимущества. В то же самое время обычные потребители, в особенности жители регионов, переключались неохотно, так как не понимали принципов работы системы и опасались мошенничества. Но уже в 2014 - 2015 годах мы наблюдали значительный прирост клиентов интернет-банков, и связано это в первую очередь с исчезновением недоверия со стороны частных лиц и их активным переходом к системе онлайн-платежей.
Взрывной рост интереса к интернет-банкингу со стороны B2B сегмента остался в 2012 - 2013 годах. С тех пор темпы прироста клиентов сгладились, хотя круг пользователей, безусловно, продолжает увеличиваться. Сегодня нам становится сложно представить себе деятельность крупной компании без пользования услугами интернет-банков: рынок B2B подразумевает регулярное участие организаций в государственных тендерах, которые часто требуют от компании возможности перевода денег посредством онлайн-банкинга. Зачем еще компаниям нужны услуги интернет-банков? В первую очередь из-за удобства управления счетами и платежами, возможности оперативной оплаты и перевода средств. Это очень актуальные опции, например, для рекламных и маркетинговых организаций, а также для предприятий, проводящих свои рекламные кампании в Интернете. В сезон высокого спроса рекламные онлайн-площадки часто требуют оперативного пополнения баланса клиента, чтобы показ рекламы не прекращался. Таким образом, интернет-банкинг позволяет компаниям обеспечивать бесперебойный рабочий процесс и не упустить возможности привлечь потребителя. В итоге получается, что электронный банк несет на себе большую часть финансовых операций организации-клиента: это и производственные расходы, и расчет заработной платы сотрудников, и срочные незапланированные траты.
Грядущие модификации на рынке интернет-банкинга будут интересны клиентам как B2B, так и B2C сегмента. Совсем недавно Промсвязьбанк объявил об интеграции с сервисом Яндекс.Касса. Теперь клиенты банка, регулярно делающие покупки в Интернете (а их около 1,5 млн человек), будут перенаправляться сервисами Яндекса в личный кабинет и смогут оплатить покупку, используя платежную систему банка. Я считаю, что курс на интеграцию с такими общедоступными платежными сервисами, как, например, Яндекс.Касса или PayPal, вскоре возьмут и другие банки. По сути, это будет выгодным ходом и для банков, и для платежных систем, и для конечных потребителей: банки и кассы будут получать дополнительную прибыль за счет увеличения потока платежей, а покупателям новая система покажется более безопасной с точки зрения защиты финансов. Согласно американским исследованиям, одним из основных факторов, влияющих на решение клиента воспользоваться платежным онлайн-сервисом, является именно безопасность оплаты, уверенность в том, что деньги не "утекут". С этой точки зрения, доверие клиентов к интернет-банкам гораздо выше, чем к сторонним платежным системам, к тому же PayPal или Яндексу. После интеграции эти два вида платежных сервисов, безусловно, приобретут массу новых клиентов.
Конечно, система российского интернет-банкинга далеко не идеальна. Одна из существенных проблем - невозможность объединения счетов нескольких банков в одном личном кабинете. То есть, если компания работает, скажем, с банком Х, возможности подключить в свой личный кабинет расчетный счет еще одного банка у нее нет. Подобную систему будет сложно подключить с технической точки зрения, кроме того, она невыгодна банкам. Но у клиента есть потребность, а значит, создание сервиса мультиканального управления счетами нескольких банков, скорее всего, будет исходить от сторонних платежных сервисов.
Будут внедряться и системы формирования динамической отчетности, слежения за денежными остатками, платежами и переводами в режиме реального времени. Для B2B сегмента тенденция управлять счетами компании через Интернет является закономерной: современные условия ведения бизнеса требуют от предпринимателя и топ-менеджеров оперативности, возможности решать финансовые вопросы, находясь в любой точке земного шара. Сегодня интернет-банки создают систему аналитической отчетности, которая была бы интересна и клиенту из B2C сегмента. Она будет проще, удобней в обращении для клиента, никогда не имевшего дела с цифрами и бухгалтерией.
Сейчас у Сбербанка есть удобный сервис планирования бюджета: программа блокирует определенную сумму на счете клиента интернет-банка и автоматически погашает расходы на мобильную связь, коммунальные услуги и прочее. Хорошим этапом в развитии интернет-банкинга стало бы создание подобной системы для юридических лиц. Удерживать фиксированную сумму на счету компании для оплаты производственных материалов, аренды помещения и других подобных издержек значит гарантировать бесперебойное производство, несмотря на любые непредвиденные расходы.