Новости

07.04.2015 08:00
Рубрика: Общество

Православные христиане отмечают Благовещение

Праздник Благовещение имеет полное церковное название - "Благовещение Пресвятой Богородицы", и уже из него ясно, что в этот весенний день мы отмечаем какую-то благую весть, дошедшую до Девы Марии. Причем сама эта весть, оказывается, была так значима, что породила специальное слово: сравните "Благовещение" и "благовестие", означающее просто радостное известие. Получается, что Благовещение (именно так, всегда с заглавной буквы!) указывает на то, что полученная весть несла не  просто радость, была благой, но и стала экстраординарной, доселе неслыханной. А если вспомнить, что по-гречески "Благовещение" звучит как "euangelion" станет ясно: речь идет о событии надмирном, выходящем за рамки одной человеческой судьбы и даже истории всего человечества.

Так и было. Празднуя Благовещение, мы отмечаем факт, ставший отправной точкой нашего спасения. Ведь когда Архангел Гавриил принес Богородице благую весть о том, что она станет Божьей Матерью, он, по сути, возвестил людям о скором приходе в наш мир Спасителя.

Мы знаем, что Мария - долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет Она жила при храме, но после достижения четырнадцатилетия, оставаться там Марии уже  не могла: Ей надо было либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала Богу обет оставаться всю жизнь Девой. Тогда священники, сначала не знавшие, как поступить, по Божественному внушению, обручили Марию с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом - для того, чтобы он оберегал Ее и заботился о Ней. Иосиф Обручник, как и Дева Мария, тоже происходил из рода царя Давида, хотя был человеком небогатым и добывал себе хлеб плотницким ремеслом. Сцена обручения Девы Марии с Иосифом была любимым сюжетом художников эпохи Возрождения, и многие, наверное, помнят картину Рафаэля, изображающую это событие.

И вот наступает великий момент в жизни Марии: Благовещенье. Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы он сообщил Ей благую весть. Евангелист Лука так описывает произошедшее: "Ангел, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у Ангела: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" Ангел говорит Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". И тут важный момент,  удивительно, что отвечает Мария: "тогда Мария сказала: се (т.е. вот - М.Г.), Раба Господня; будет Мне по глаголу твоему". Это слова полной отдачи Себя в руки Божьи. Святой Григорий Палама говорил, что Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божьей Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божьей.

А имя Иисус, нареченное Архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает "Спаситель". Поэтому в праздник Благовещения в храмах звучат такие слова: "Сегодня - начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Дева Мария стала связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет - "Пресвятая Дева Мария". А когда мы молимся: "Богородице Дево, радуйся...", мы, фактически, повторяем слова Архангела Гавриила, слова, пришедшие к нам из мира горнего, и каждый раз, произнося их, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были нам ниспосланы.

Что касается праздника Благовещения, то он был не просто любимым, когда-то он вмещал в сознании русского человека такие чувства, как ликование, обретение надежды, возрождение к жизни, восторг свободы. Неслучайно, праздник Благовещения связан с весной, неслучайно, на Благовещение запрещалось  выполнять любую работу: говорили, что в этот день " и девица косу не плетет, и птица гнезда не вьет".

Ну а к птицам у нашего народа на Благовещение было особое благоволение (может, потому, что они крылаты, подобно Ангелам?) "С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах", - пишет в 1901г. поэт, журналист А. А. Коринфский. "Благовещенье - птиц на волю отпущенье", - находим у В.И. Даля.

На Благовещение выпускает голубей в синь неба и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (в этот день он служит Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля).

Крылаты не только Ангелы, или птицы. Крылата и радость. Крылатой должна быть и радостная, благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель.

Скоро Пасха. С праздником!

Общество Религия Православный календарь с Марией Городовой
Добавьте RG.RU 
в избранные источники