07.04.2015 00:48
    Рубрика:

    Несырьевым компаниям облегчат доступ на зарубежные рынки

    Рабочая группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) представила в профильные органы власти свои предложения по разработке новой редакции "дорожной карты" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта". Подробности "РГБ" рассказал директор направления Новый бизнес АСИ Артем Аветисян.

    В чем новшества последней редакции "дорожной карты"?

    Предполагается внедрение механизма "единого окна" для получения разрешительных документов, необходимых для декларирования товаров таможенным органам. Планируется утверждение механизма субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, связанным с поддержкой производства высокотехнологичной продукции, коммерческим банкам. Кроме того, мы начали реализацию важной для развития российской экономики программы по созданию инвестиционного лифта для компаний-экспортеров.

    Какие показатели планируются в "дорожной карте"?

    К 2018 году объем несырьевого экспорта по сравнению с текущей ситуацией должен увеличиться на 40%, в том числе экспорт продукции высокой степени обработки - на 205%.

    Уже удалось достичь некоторых эффектов. Так, были снижены требования к численности основного производственного персонала компаний, экспортирующих свою продукцию, с 50 до 20 человек. Это позволяет малому бизнесу, осуществляющему экспорт собственной продукции, войти в перечень лиц, в отношении которых таможенными органами принимается решение об "определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков". По сути, речь идет об упрощении таможенного контроля для малых предприятий. Кроме того, в конце октября 2014 года издано постановление правительства РФ N 1095 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля". Документ обеспечивает сокращение до 15 дней срока выдачи разрешительных документов, необходимых для подтверждения соблюдения требований законодательства об экспортном контроле при совершении таможенных процедур, в том числе при перемещении товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы Таможенного союза. Кроме того, в 2015 году заработает центр кредитно-страховой поддержки экспорта.

    Приведите конкретные примеры поддержки несырьевых компаний.

    Сегодня в нашем "портфеле" - более 100 проектов, реализуемых в 36 российских регионах и самых разных отраслях экономики. Это машиностроение, энергетика, биотехнологии, сельское хозяйство, информационные технологии, системы связи, радиоэлектроника и медицина. Заявленная стоимость проектов превышает 88 млрд рублей, общее количество созданных рабочих мест -около 11 тыс.

    Некоторые проекты носят локальный, точечный характер. Но нам, безусловно, важны проекты, решающие задачи системного, отраслевого характера. Так, например, нам удалось решить вопрос модернизации ряда устаревших промышленных стандартов, что дало толчок к дальнейшему развитию не только обратившихся в Агентство компаний, но и других производств в этой сфере.

    В регионах мы помогли запустить ряд инновационных производств. Так, были открыты завод по выпуску высоковольтных проводов нового поколения в Ярославской области и площадки по переработке изношенных шин в Башкортостане и Татарстане, налажено производство труб с применением технологий центробежного литья в Волгоградской области и создано два инновационных тепличных комбината в Волгоградской и Липецкой областях. Было открыто первое в России предприятие по производству протеиносодержащего кормового материала - белкового концентрата из масленичных культур для животноводства и птицеводства в Республике Алтай, производственный комплекс по выпуску энтеросорбента в Липецкой области. В опытном режиме запущен завод по выпуску стеновых материалов в Ставропольском крае.

    Приведу пример качественного прорыва для целой отрасли. К нам обратился предприниматель из Ленинградской области с проектом по созданию нового судостроительного комплекса. Дело в том, что сейчас средний возраст рыбопромысловых судов в России составляет 26 лет. При этом около 60% судов рыбопромыслового флота эксплуатируется с превышением нормативного срока службы. За короткий срок нам удалось не только инициировать разработку мер стимулирования производства в России рыбопромысловых судов, но и оказать поддержку строительству первого за последние 20 лет судостроительного комплекса в России.

    Фактически в чистом поле Ленинградский судостроительный завод "Пелла" строит новую верфь. Запуск планируется во втором квартале этого года. Объем частных инвестиций в проект превысил 3 млрд руб. При этом бюджетные средства в проект не привлекались. Создается 1,5 тысячи высокотехнологичных рабочих мест. Новые мощности позволят строить 8-10 современных судов длиной до 120 м. Они будут стоить на 20-30% дешевле импортных аналогов при сопоставимом качестве и сроках постройки.

    К 2018 году объем несырьевого экспорта по сравнению с текузей ситуацией должен увеличиться на 40 процентов, в том числе экспорт продукции высокой степени обработки - на 205 процентов

    В декабре прошлого года при содействии агентства был решен вопрос о разрешении на создание искусственного земельного участка, необходимого для размещения судоспускового устройства и достроечных набережных. 18 декабря 2014 года вышло соответствующее распоряжение правительства РФ N 2605-р. Без этого разрешения ввод в эксплуатацию нового судостроительного комплекса в намеченные сроки был бы невозможен.

    Кроме того, АСИ направило минпромторгу, минсельхозу, Росрыболовству и другим федеральным органам исполнительной власти ряд предложений в части оказания системных мер поддержки судостроительной отрасли. Так, прорабатывается предложение об ограничении предельного возраста эксплуатации рыбодобывающих судов в 35 лет. Помимо этого, в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" учтено предложение агентства, направленное на исключение из числа получателей квот на вылов водных биоресурсов компаний, не имеющих собственного флота, или так называемых "квотных рантье".

    Приведу еще один пример, теперь из области телекоммуникаций. В России развитие телекоммуникационных сетей осуществляется в основном традиционными технологиями - путем прокладки кабеля в открытый грунт или методом подвеса на опоры ЛЭП. При этом в странах Европы и Северной Америки давно эффективно применяется метод прокладки волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в автомобильную дорогу. По данным экспертов, интеграция ВОЛС в автодорожную инфраструктуру позволяет в 2-3 раза уменьшить расходы на проектирование, строительство и техническую эксплуатацию магистральных сетей связи, а также существенно сократить сроки проектирования.

    Основным препятствием для развития нового метода в России являются законодательные ограничения, в частности, действующий СНиП "Автомобильные дороги".

    Для того чтобы апробировать новый метод в российских реалиях, мы решили провести несколько пилотных проектов, чтобы подтвердить возможность применения мирового опыта на российских дорогах. После этого можно было бы инициировать вопрос изменения упомянутого СНиПа.

    На территории Самарской и Ульяновской областей были сформированы рабочие группы и выделены опытные зоны автодорог для реализации пилотных проектов. Что важно - реализация данных проектов ведется за счет частного инвестора. К середине этого года планируется завершить строительство первого пилотного проекта. Если опыт подтвердит экономическую эффективность модели, и техническую возможность интеграции линий связи в автодорогу без рисков ее разрушения, то это откроет новые возможности по развитию телекоммуникационной инфраструктуры в России. Кроме того, одним из существенных эффектов данного проекта станет также увеличение присутствия России на рынке международного пропуска трафика на маршруте Европа - Азия.

    Перечисление таких бизнес-кейсов можно продолжать и далее. Главное, что за каждым проектом стоят реальные предприниматели, которые хотят инвестировать в собственную страну, в ее развитие.