Рособрнадзор провел эксперимент по независимой оценке знаний студентов

8 апреля один из ведущих юридических вузов страны - Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина - презентует первые итоги эксперимента по независимой промежуточной оценке знаний студентов. Идея проекта в том, что студентов во время сессии оценивают приглашенные профессора из других вузов.

Подразумевается, что у сторонних преподавателей нет интереса ни натягивать оценку какому-то студенту, ни специально заваливать кого-то. Сам же экзамен станет максимально прозрачным: он будет транслироваться (а экспериментальные экзамены уже транслировались) в интернете, и все будет записано на видео. В итоге по оценкам можно будет судить и о том, хорошо ли учат людей в вузе.

В конце прошлого года Университет имени О.Е. Кутафина был определен Рособрнадзором в числе восьми вузов для участия в проекте. Сдавать экзамены в экспериментальном порядке пришлось трем учебным группам общей численностью в 75 человек. Старт проекта состоялся в начале года во время сессии. Кому-то пришлось попотеть под взором чужих профессоров.

В качестве наблюдателей в университет прибыли два представителя Рособрнадзора и три преподавателя других вузов. В свою очередь три преподавателя университета имени Кутафина были направлены в другие вузы-участники эксперимента в качестве наблюдателей. Что получилось из первых проб, обсудят специалисты вместе с руководством Рособрнадзора. В среду в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина пройдет заседание региональной комиссии по оценке качества высшего образования в Центральном федеральном округе. Один из вопросов как раз касается эксперимента с независимой оценкой качества подготовки студентов. "Главные условия эксперимента: экзамен (зачет) принимает преподаватель, который не привлекался к учебному процессу в этой группе, - рассказали "РГ" в университете имени Кутафина. - На экзамене должны присутствовать наблюдатели из числа преподавателей других вузов. Студент должен письменно заполнить специальный бланк ответа, затем устно ответить на вопросы. Вводятся также протоколы, в которых отражаются дополнительные вопросы и ответы. А сам экзамен должен транслироваться online и записываться на видео".

В свое время глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявлял, что подобная система независимой оценки существует в зарубежных вузах и хорошо себя зарекомендовала. По его словам, преподаватели, не участвовавшие в обучении студентов, могут входить в состав экзаменационных комиссий наряду с педагогами, непосредственно обучавшими экзаменуемых, и представителями студенческого самоуправления. На заседании, которое пройдет в университете имени Кутафина, Сергей Кравцов расскажет в целом о проектах по повышению качества высшего образования.

Сам же юридический университет активно внедряет новые подходы к образованию. Сегодня студента надо не просто снабжать знаниями, надо в первую очередь научить его думать и разбираться в море информации. Конечно, широкий кругозор никто не отменяет, но такой кругозор достигается не только зубрежкой. Упор в образовании делается и на решение практических задач. Кроме того, вуз активно ищет юные таланты уже на школьной скамье: для этого проводятся олимпиады. Например, 21-22 марта в университете прошел заключительный этап Кутафинской олимпиады школьников по праву. В ней участвовали 580 школьников 8-11 классов из 51 региона.

Как уже писала "РГ", в этом году олимпиада проходила в 2 этапа. Отборочный состоялся 25 января. Он прошел в очной форме. Затем лучшие школьники приехали на заключительный тур. Победители олимпиады получат серьезное преимущество при поступлении в университет: в вузе заранее будут знать, что у этих абитуриентов светлые головы.