07.04.2015 00:42
    Поделиться

    Госдума разрешит брать кредиты под объекты ГЧП

    В весеннюю сессию Госдума планирует рассмотреть законопроект "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации".

    Таким образом, мы предполагаем решить ключевую проблему для расширения практики привлечения частных инвестиций - отсутствия в федеральном законодательстве правовых условий, обеспечивающих возможность возникновения частной собственности на объект соглашения и использования его в качестве залога при привлечении кредитных ресурсов.

    Эта норма является концептуальной основой законопроекта и позволяет снизить стоимость заемного финансирования для банков, снижая норму резервирования под проекты ГЧП.

    При этом для того, чтобы минимизировать риски государства и обезопаситься от недобросовестных контрагентов, устанавливаются обременения и ограничения на оборот имущества в рамках ГЧП, то есть при государственной регистрации права собственности на объект соглашения регистрируется также обременение в виде целевого назначения и выполнения эксплуатационных и инвестиционных обязательств по соглашению.

    Более того, эксплуатационные и инвестиционные обязательства в случае смены собственника объекта следуют за объектом, и частный партнер обязан согласовать изменение собственника объекта с публичной стороной.

    Законопроект поддержан всеми 85 субъектами РФ и находится в завершающей стадии доработки. Он включен в приоритетные законопроекты для принятия в весеннюю сессию.

    Однако принятие законопроекта - лишь один из необходимых шагов. Процесс привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты включает обязательный комплекс мер по созданию условий на местах. Для распространения "лучших практик" реализации проектов ГЧП в регионах минэкономразвития ведется работа по обеспечению их необходимым методическим сопровождением.

    В 2013 г. совместно с НП "Центр развития ГЧП" были разработаны методические рекомендации по подготовке и реализации проектов ГЧП в субъектах, в которых описаны основные подходы к государственной системе управления процессами ГЧП в регионе. На основе анализа, систематизации лучших практик был подготовлен "Региональный ГЧП-стандарт", позволяющий регионам внедрять наиболее эффективные алгоритмы реализации проектов ГЧП.

    Для стимулирования регионов к активной деятельности по улучшению климата при реализации инвестпроектов на принципах ГЧП в систему оценки эффективности деятельности глав регионов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса был включен показатель уровня развития.

    ГЧП. На основании этих показателей публикуется ежегодный рейтинг регионов по уровню развития сферы ГЧП в субъектах.

    - Как вы относитесь к мнению, что многие регионы перекредитованы и участие в ГЧП для них станет дефолтом?

    - Эксперты отмечают, что Россия обладает уникальным потенциалом для долгосрочного инфраструктурного развития благодаря своему устойчивому финансовому положению как на федеральном, так и на региональном уровне. Эта тенденция может сохраниться при условии выстраивания взвешенной политики инвестирования в инфраструктурные отрасли. Повышение уровня мировой конкуренции за частные инвестиции и современные экономические вызовы свидетельствует о необходимости выработки долгосрочных ориентиров государственной политики в отношении привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

    Минэкономразвития разработан порядок проведения оценки эффективности и наличия сравнительного преимущества проектов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, учитывающий в том числе размер принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения различных категорий рисков при реализации проекта. Детальная методология проведения такой оценки будет установлена правительством. Сейчас ведется разработка аналогичного порядка для концессионных соглашений.

    При рассмотрении отдельных аспектов ГЧП как инструмента реализации инвестиционной активности зачастую забывается, что он, в первую очередь, позволяет "растягивать" инвестиции во времени и тем самым обеспечивает сравнительное преимущество по сравнению с другими формами.

    По данным регионов, общий объем инвестиций в проекты ГЧП составляет 871 млрд руб. Из них на проекты в социальной сфере приходится 387 млрд рублей, в транспортной сфере - 350 млрд рублей, в энергетической сфере - 46 млрд рублей, в коммунальной сфере - 88 млрд рублей.

    Уже сегодня доля компаний частного сектора в развитии общественной инфраструктуры по итогам 2014 г. составила примерно четвертую часть всех инвестиций - 200,9 млрд рублей.

    С одной стороны, такой объем инвестиций может показаться невысоким, однако, учитывая, что почти половина инвестиций направлены в проекты социальной сферы, в которые инвесторы идут не очень охотно из-за их сравнительно низкой инвестиционной привлекательности, то картина будет выглядеть совершенно иначе.

    Поделиться