Сейчас фитнес-центры также не испытывают сложностей с клиентами, ведь традиционно на март и апрель приходится пик посещаемости тренажерных залов. Впрочем, эксперты уверены: фитнес-индустрия очень инертна, и все изменения, происходящие в экономике, проявляются в этой отрасли со значительной задержкой. Спрос на услуги тренажерных залов падает в данный момент, но это падение скорректировано высоким сезоном и ранней весной, основной спад проявится в начале лета.
По данным исследовательской компании NeoAnalytics, в последние годы рынок фитнес-услуг в России рос в среднем на 30% в год. По словам генерального директора компании Ольги Луцевой-Эр, в 2015-2016 годах рынок будет расти на 10-15% в год. "Так как резерв роста рынка сосредоточен в основном в среднем и низком ценовом диапазоне, ожидается снижение темпов роста объема рынка фитнес-услуг примерно вдвое", - говорит Ольга Луцева-Эр. К 2016 году его объем может составить 123 млрд рублей.
Проникновение фитнеса в целом по стране находится на низком уровне. Не более 2-3% жителей городов-миллионников занимаются фитнесом, а в маленьких городах ситуация еще хуже. Сегодня в стране около 3,5 тысячи клубов на 147 млн человек. Для сравнения: в США на 300 млн человек более 30 тысяч клубов.
"В марте мы традиционно наблюдаем всплеск потребительской активности: те клиенты, которые уже являются членами клубов, начинают активнее посещать занятия, пользоваться дополнительными услугами, готовиться к летнему сезону. Но если говорить о новых клиентах, мы, так же как и многие другие операторы, фиксируем снижение потребительской активности. Кризисные явления в нашей экономике начинают сказываться на потребительском поведении все сильнее, и мы отмечаем постепенное снижение спроса на фитнес-услуги, так как наши потенциальные клиенты вынуждены временно отказываться от товаров и услуг не первой необходимости", - говорит Ирина Туманова, старший вице-президент по операционной деятельности федеральной сети фитнес-клубов X-Fit.
Усугубить трудности поздней весны 2015 года может и сложившаяся ситуация с корпоративными фитнес-программами работодателей. Корпоративные программы занимают важное место в системе клиентского сервиса многих серьезных фитнес-операторов. "Сейчас все меньше работодателей используют этот инструмент для повышения лояльности своих сотрудников. В кризис люди держатся за работу и без дополнительных бонусов", - рассказывает Екатерина Иванчик, управляющий Luxury wellness biosphere.
Катастрофического оттока корпоративных клиентов пока нет. Помимо этого многие члены клубов, за которых раньше платила их компания, теперь готовы самостоятельно оплачивать занятия спортом. Наиболее сложными ближайшие месяцы окажутся для фитнес-клубов среднего ценового сегмента. До кризиса именно в этом сегменте конкуренция нарастала очень быстро, именно в эту нишу устремлялись новые игроки. В ближайшее время они испытают давление с двух сторон: от сокращения покупательной способности их основной целевой аудитории и от повышения цен на средства производства, аренды и пр. Следствием чего станет серьезное обострение конкуренции.
"Предстоящий сезон, если говорить о летнем периоде - всегда низкий. Сказать, что мы уверены, что в этом году стандартное снижение доходов будет в запланированном объеме от лучших месяцев, наверное, неправильно, - говорит директор департамента продаж и маркетинга компании "Планета Фитнес" Наталья Крючкова. - Поэтому не только мы, но и многие операторы заранее побеспокоились об изменении ценообразования на лето, планируют вводить карты на любой удобный для клиента срок".
По словам президента федерального холдинга "Алекс Фитнес" Алексея Ковалева, рынок в целом находится в стагнации. Значительно увеличилась стоимость строительства типового фитнес-клуба, особенно в развитых регионах. Темпы открытия новых клубов снижаются. "Мы ожидаем обратный эффект: игроки будут отказываться от малорентабельных и нерентабельных клубов в случае, если у них не получится найти компромисс с арендодателями и оптимизировать финансовую деятельность. По нашим прогнозам, ситуация ухудшится к осени и большое количество клубов будет закрыто. С одной стороны, это замедляет развитие отрасли. С другой - предоставляет прекрасную возможность крупным фитнес-операторам расширить собственную сеть за счет открытия новых клубов на освободившихся площадях на привлекательных условиях", - говорит Алексей Ковалев.
По словам экспертов, неплохие результаты по привлечению новых клиентов сегодня дают нестандартные маркетинговые инструменты. Например, неплохо "работают" мастер-классы со звездами большого спорта, которые собирают широкую аудиторию, и скидки друзьям и родственникам постоянных клиентов.
"В непростой экономической ситуации велик соблазн снизить цены на клубные карты, чтобы привлечь дешевым предложением внимание потенциальной целевой аудитории, - говорит Ирина Туманова. - Но это шаг в пропасть, из которой потом будет практически невозможно выбраться, так как демпинг неминуемо приведет к переполнению клубов, снижению качества сервиса, а клиенты сегодня очень чутко реагируют на подобные перемены".
Уже осенью большинству фитнес-центров придется повысить цены на абонементы. Оборудование и спортивный инвентарь, используемые в современных клубах, закупаются у зарубежных поставщиков. Для рядового клуба это может стать большой проблемой, и стоимость клубной карты существенно возрастет. "Сетевым же игрокам удастся на первом этапе избежать резкого возрастания стоимости абонементов за счет масштаба компании и наличия страхующих финансовых резервов. Однако дальнейший рост цен на клубные карты все же неизбежен по причине увеличения финансовых издержек, - считает Алексей Ковалев. - Впрочем, сиюминутный отказ от здорового образа жизни попросту невозможен. Поэтому на первый план выходят фитнес-клубы демократичного сегмента: качественный фитнес за разумные средства. Эта ниша выглядит наиболее востребованной в ближайшее время".
Рынок фитнеса меняется не только по причине экономической нестабильности. В последнее время изменилось потребительское поведение клиентов. Сейчас основную массу членов клубов составляют люди, пришедшие в фитнес 5-8 лет назад, когда количество клубов в Москве росло очень быстрыми темпами, а регулярная физическая активность только входила в моду. "Эти люди уже неплохо разбираются в качестве, они требовательны к сервису и хотят видеть реальный результат от потраченных денег, времени и сил. Персональный тренинг в сопровождении грамотного и опытного инструктора становится таким же обычным и востребованным, как салонный маникюр или услуги профессионального парикмахера. Менее значимым становится принадлежность клуба к какой-либо сети, на первый план выходит географическое расположение, оснащение и качество сервиса", - говорит Екатерина Иванчик.
Средний возраст клиентов увеличивается, поэтому тренировки ради хорошего самочувствия становятся столь же востребованными, как и занятия для улучшения внешности, функциональный тренинг не теряет своих позиций уже несколько лет как один из самых актуальных видов занятий. "Если еще 2-3 года назад клиентов интересовали занятия степ-аэробикой, силовая тренировка, то сейчас это функциональный тренинг: программа DISQ, CROSS FIT, TRX, BOSU, реабилитационные программы миофасциального расслабления, Antigravity, Body Art", - говорит Виктория Тополян, фитнес-директор компании "Планета Фитнес".
Сегодня и интернет-пространство создает новые вызовы фитнес-предпринимательству. Появляются дистанционные программы тренировок стоимостью ниже членства в оффлайн-клубах, позволяющие заниматься дома или в самом простом зале с удобной локацией. Разработчики не скупятся на бонусы, предлагают и бесплатные онлайн-консультации с психологами и диетологами и индивидуальный расчет дневной нормы килокалорий. "Я не обращалась ни к одному из этих ресурсов, хотя отзывы слышала разные, - рассказывает Екатерина Иванчик. - Эти курсы не смогут полноценно заменить членство в клубе, а тем более занятия с личным тренером, но это точно лучше, чем жизнь совсем без спорта, и думаю, лучше, чем любая попытка тренироваться самостоятельно, ориентируясь на разрозненные бессистемные интернет-советы. Я сравнила бы это с самоучителем по игре на фортепьяно, еще никто не дал ни одного концерта, прочитав его, но для многих он стал стимулом обратиться к профессиональному педагогу".