Новости

07.04.2015 00:46
Рубрика: Экономика

Бензин не по карману

Снижается платежеспособный спрос на нефтепродукты
Ситуация на российском рынке нефтепродуктов все сильнее зависит от волатильности внутреннего спроса и от снижения экспортных пошлин на сырую нефть в связи с налоговым маневром. В секторах бензина и особенно дизельного топлива эти факторы ведут к удорожанию этой продукции на внутреннем рынке. Что, в свою очередь, снижает платежеспособный спрос на нефтепродукты. Таковы основные оценки международных форумов "Бензин" и "Дизель", состоявшихся в Москве в начале апреля. Они организованы компанией "Креон Энерджи".

Инфографика:Антон Переплетчиков/Алексей Чичкин/РГ

По мнению участников этих конференций, снижение нефтеэкспортных пошлин в сочетании с ростом НДПИ и с девальвацией рубля неизбежно ведут к росту себестоимости добычи. И как следствие ускоряют рост цен на нефтепродукты. А если учесть еще и низкие мировые цены на нефть, реальным становится закрытие многих мало- и среднемощных НПЗ.

Наибольший ущерб от складывающейся ситуации испытывает АПК, что может ограничить проведение посевных работ. Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров заявил на днях, что "по дизтопливу ситуация с ценами не очень удовлетворительная. Мы с Минэнерго России работаем по этому вопросу". По оценке министра, производители полагают, что "аграрии никуда не денутся и купят топливо по любой цене. В ряде регионов цены завышают на 8, 10 и даже на 20%".

Обращает на себя внимание и рост присутствия на рынке топливных подделок. Доля последних в потреблении дизтоплива на внутреннем рынке оценивается не меньше 30%. Прежде всего это обусловлено, полагает Тамара Матусова, аналитик ВНИИНП, "весьма либеральной нормативно-правовой базой в сфере стандартизации продукции и непроработанной системой отслеживания поставок нефти на переработку, а готовой продукции - потребителям.

"На рынке дизтоплива возник больший уровень неопределенности, в сравнении с рынком бензинов, - пояснил "РГБ" Санджар Тургунов, генеральный директор "Креон Энерджи". - Во всяком случае, в бензиновом секторе налоговый маневр пока не привел к сложным последствиям, ожидаемым участниками этого рынка - например в части возможного сокращения производства". Но потребители в большинстве своем оказались "не готовы к повышению экологических характеристик бензинов до уровня 5-го класса. Что вносит негативный диссонанс в динамику спроса на бензины". А ситуация на рынке дизтоплива сложнее. Потому что, по мнению С. Тургунова, налоговый маневр в сочетании с макроэкономическими факторами ведут к удорожанию этого продукта, усилению волатильности предложения-спроса. И соответственно, к проблематичности профицита дизтоплива на внутреннем рынке. А в целом "ввиду упомянутых факторов, - отмечает Санджар Тургунов, - многие проекты по модернизации мощностей в отрасли могут быть отложены на среднесрочную перспективу. Причем признаки этой тенденции уже наблюдаются".

Экономика Отрасли Нефть и газ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники