Предприниматели не раз говорили о том, что заявленная низкая налоговая нагрузка в России обусловлена тем, что в нее не включены неналоговые платежи. Сборы и взносы не числятся в Налоговом кодексе, но, по сути, имеют налоговую основу. "По различным оценкам, объем квазиналоговой нагрузки на бизнес сопоставим с налоговыми платежами, - говорит член президиума генсовета "Деловой России" Сергей Фахретдинов. - Особенно она чувствительна для малого и среднего бизнеса. В каждой отрасли и в каждом регионе действуют свои дополнительные поборы. Страховые, экологические, утилизационные, регистрационные... Всего их даже не 66, а более 75, а по некоторым оценкам, даже более 100". Раньше государство игнорировало призывы бизнес-сообщества обратить внимание на сборы, навести в них порядок и отменить лишние. Но сегодня, когда очевидно, что нагрузку на бизнес нужно снижать, и желательно делать это не за счет основных налогов, которые наполняют бюджет, пришло время провести ревизию неналоговых платежей. "Безусловно, заморозка неналоговых платежей простимулирует экономику и даст малым предприятиям мощную основу для будущего роста в период кризиса. Здесь следует также отметить, что останутся только самые важные неналоговые платежи. К таким платежам относятся прежде всего социальные, так как никто не отменял социальную основу в стране, - считает глава компании "Адвока-Т" Андрей Воронин. - И так возросшая налоговая нагрузка, да еще и в период кризиса, может сильно ухудшить положение многих предприятий. Поэтому решение о принятии временной заморозки неналоговых платежей является правильным и необходимым. Это не только поможет российской экономике стабильно пережить кризис, но и в значительной степени повлияет на рост и развитие предприятий".
Для того чтобы отсортировать лишние сборы, необходимо провести их ревизию. Сейчас рабочей группой при минэкономразвития все неналоговые платежи уже рассортированы на четыре группы, каждой из которых дана рекомендация: отменить платеж, заморозить на определенный срок, скорректировать нормативно-правовой документ с учетом предложений бизнеса и оставить как есть. Предлагается отменить 21 платеж, заморозить планируется 7 платежей, 38 будут сохранены, но скорректированы с учетом предложений бизнеса. Договоренность о корректировке и отмене сборов пока предварительная. Перечень еще будет рассматриваться правительством РФ. Далее эти предложения планируется представить президенту РФ на заседании Госсовета.
Изменения могут коснуться торгового, авторского и утилизационного сборов, а также страховых платежей. Уже достигнута договоренность о том, что необходимо отложить начало действия торгового сбора до 2018 года. "С 1 июля в Москве может быть введен торговый сбор - дополнительная неналоговая нагрузка на бизнес, непродуманная и неуместная в текущих экономических условиях", - говорит председатель Комитета по налогам Московского отделения "ОПОРЫ России" Сергей Зеленов. Введение сбора привело бы к издержкам московских торговых компаний в 2 млрд руб. Дополнительное время можно использовать для того, чтобы урегулировать все вопросы, касающиеся процедуры сбора и контроля над торговым сбором. В частности, необходимо продумать систему зачета платежей в счет уплаты налогов. Если не сделать этого, бизнес может столкнуться с проблемой двойного налогообложения, особенно в первое время действия сбора, что в сложившейся экономической ситуации может привести к банкротству налогоплательщиков.
Страховые взносы уже несколько лет становятся причиной ожесточенных споров. По мнению экспертов, именно они являются причиной выплаты "серых" заработных плат. "Страховые взносы сегодня очень высокие, и именно они, а не НДФЛ, заставляют работодателей формировать теневую заработную плату, что достаточно сильно искажает экономику", - поясняет Сергей Зеленов. В части реформирования страховых взносов больше всего замечаний у бизнеса было по поводу отмены регрессивной шкалы уплаты взносов на обязательное медицинское страхование с 2015 года. Эта мера не способствует повышению заработных плат, напротив, стимулирует бизнес сокращать зарплатный фонд. РСПП предложил вернуться к механизму уплаты взносов, действовавшему в 2014 году, установив ставку 0% свыше предельной величины базы заработных плат. Окончательное решение о судьбе регрессионной шкалы при платежах в ФОМС не принято, но минэкономразвития готово обсуждать этот вопрос.
Также в процессе обсуждения вопрос о введении ставки 0% по утилизационному сбору до 2018 года. Правда, не исключено, что отмена платежей по этому сбору станет предметом ожесточенных дискуссий. Ведь и сегодня далеко не все поддерживают его отмену. "С одной стороны, ряд предприятий обогатятся, если такие платежи заморозят. С другой стороны, это данное обстоятельство может привести к злоупотреблениям, что обязательно пагубно скажется на окружающей среде. Поэтому желательно не допустить заморозку подобного рода сборов", -- считает Воронин.
Также изменению может подвергнуться авторский сбор. Бизнес-омбудсмен и "Деловая Россия" предложили пересмотреть процедуру определения ставок, "так как сейчас она непонятна ни автору, ни пользователю". По авторскому сбору принято решение: вынести на рассмотрение правительства еще раз вопрос о пересмотре методики его начисления. Основное недовольство этим платежом объясняется тем, что его уплачивают около 100 импортеров, то есть незначительная часть. Это приводит к неравной конкуренции на рынке между теми, кто соблюдает закон, и теми, кто экономит на сборе и имеет дополнительную прибыль.