7 апреля на Сахалине и в Приморье объявлено днем траура

В сахалинском порту города Корсаков готовятся встречать переживших крушение моряков из команды "Дальнего Востока". Их доставят на судах "Андромеда" и "Справедливый".

7 апреля на Сахалине и в Приморье объявлен траур по погибшим морякам. Их тела тоже доставят в порт Корсаков. Как сообщает пресс-служба администрации Приморского края, решение об объявлении дня траура было принято главами двух регионов совместно.

Тем временем спасатели расширяют зону поисков в районе затопления траулера. По данным Дальневосточного регионального центра МЧС России, за минувшие сутки было обследовано 7980 квадратных метров акватории Охотского моря. Всего, начиная со 2 апреля, было обследовано почти 30 тысяч квадратных километров акватории. Но судьба тринадцати членов команды пока остается неизвестной.

За эти дни эксперты и СМИ задали много вопросов о случившейся аварии, на которые предстоит ответить следствию.

Среди них - о правилах безопасности, найма граждан других стран и обследования судна перед рейсом. "РГ" решила задать их главе Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгию Мартынову.

Георгий Геннадьевич, что вам известно о компании, владевшей траулером?

Георгий Мартынов: Я немного знаком с ее историей. Компания "Магеллан" раньше находилась во Владивостоке, потом она перебралась на Сахалин.

Когда-то она была частью бывшего ТУРНИФа (Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота), но лет 4-5 назад бывший собственник продал компанию сахалинцам. А сам уехал жить в Санкт-Петербург, он был уже в почтенном возрасте. Компания существовала много лет, имела неплохую репутацию, была членом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.

А что вы можете сказать о судне?

Георгий Мартынов: Насколько я помню, затонувший траулер был приобретен не так давно и находился в хорошем состоянии. Суда такого класса перевернуть достаточно тяжело. Даже не могу вспомнить, когда была последняя авария с участием судна такого класса. Надежные корабли, основа советского флота. На Дальнем Востоке их много.

Но это море... История знает и не такие случаи. Например, в 1982 году плавбаза "Обухов" опрокинулась прямо возле причала в порту Владивостока, на ровном месте. В таких случаях причины могут быть самыми неожиданными. Так что делать выводов сейчас я бы не стал. К таким трагедиям приводит совокупность факторов.

Команда на таких кораблях обычно постоянная?

Георгий Мартынов: Как правило, в таких компаниях, которые выходят на серьезную работу на серьезных судах, костяк - это сформировавшаяся команда. Капитан, старший помощник, механик, штурманы. Это люди хорошо подготовленные. У нас вообще хорошие кадры.

А обработчики, которыми, видимо, были иностранные рабочие, набираются из соображений экономии. А командный состав, который отвечает за эксплуатацию судна и его безопасность, - это подготовленные люди.

Но уже установлено, что на борту находилось больше человек, чем было предусмотрено. Это нормальная практика?

Георгий Мартынов: Это сложный вопрос. Наши корабли постоянно заходят в иностранные порты за топливом и снабжением. Иногда там подбирают и рабочую силу. Но если нарушение и было, то, вероятнее всего, только в части оформления иностранных работников.

Для кораблей существует требование по минимальному количеству членов экипажа. Для каждого судна оно свое. Когда портовое руководство оформляет пароход к выходу, следят, чтобы соблюдалось именно требование достаточности экипажа.

Дело в том, что море нельзя "выключить" по окончании рабочего дня. Поэтому работа ведется вахтами.

На каждом месте должен быть человек 24 часа в сутки. Должно быть определенное количество механиков, швартовых матросов, штурманов и так далее. Эти люди отвечают за безопасный переход судна.

А на работу в цеху, где разделывают и морозят рыбу, всегда привлекали менее квалифицированных людей. Их количество ограничено только спальными местами. Сейчас, в период путины, перерабатывается много рыбы. И чем больше рабочих рук, тем лучше.

А как же техника безопасности?

Георгий Мартынов: Я уверен, что со спасательным оборудованием проблем не было. Его было столько, сколько положено. Это одно из основных требований. Без этого судно бы не выпустили из иностранного порта.

Важно понимать, что в море опасность окружает тебя постоянно. И какие-то мелкие аварии происходят каждый день. Кто-то что-то недосмотрел, и все.

Недаром корабли готовятся к выходу очень тщательно. На каждом судне есть так называемое "расписание по тревогам". У каждого члена экипажа - от капитана до уборщицы - есть над кроватью карточка расписания по тревогам. И каждый четко знает, к какой шлюпке он бежит, что он делает, когда человек за бортом, когда нужно покинуть судно, и так далее.

Есть хорошая морская практика и требование - при каждом выходе судна играется тревога, и все эти команды отрабатываются в обязательном порядке. Более того, это делается не только в море, но и на берегу.

Есть международный свод правил по борьбе за живучесть судна, где четко оговорено, что экипаж должен пройти определенные этапы не только в теории, но и на практике. Заделывать пробоины заходишь в задымленные помещения - это очень серьезная подготовка. И наши российские моряки ей обладают.

То, что такое большое судно затонуло так быстро, говорит о некоей чрезвычайной ситуации.

МЧС

Прямо на территории сахалинского порта Корсаков будет происходить опознание тел погибших моряков с затонувшего траулера "Дальний Восток". Как сообщил корреспонденту "РГ" в пресс-службе спасательного ведомства, МЧС развернуло в порту специальный мобильный пункт и палатки.

Там же будут работать медики и психологи МЧС, поскольку не исключено, что родственникам может стать плохо. В таком случае им тут же окажут помощь, напоят чаем, дадут все необходимые лекарства.

По словам руководителя пресс-службы ГУ МЧС по Сахалинской области Александра Ивельского, в сахалинском порту подготовлено все необходимое. Мобильный пункт управления МЧС включает в себя два автомобиля "КамАЗ" для обеспечения связи в режиме реального времени и помещения для оперативных совещаний комиссии по ЧС. Кроме того, в порту установлены три большие палатки и два металлических модуля, в которых помимо врачей и психологов МЧС смогут работать и оперативные службы, пограничники, сотрудники миграционной службы, следователи.

- Все палатки с обогревом, там всем будет предоставлено горячее питание, теплые вещи, предметы первой необходимости, - сказал Ивельский.

Подготовил Тимофей Борисов