Проявив упорство и терпение, он выступил одновременно продюсером, режиссером и автором либретто. Еще одно важное обстоятельство: приглашенный им для работы Александр Маноцков стал первым за последние четверть века композитором, в столь раннем возрасте (год рождения - 1972) вступившим на подмостки Камерного музыкального театра им. Покровского, а сам спектакль - возрождением изрядно подзабытых традиций самого Покровского, вводившего в оперу самые смелые и неожиданные сюжеты.
Антиутопия Курочкина соединила в себе жанры литературной пародии, политической сатиры, фантастического триллера и философской драмы. После успешной премьеры выбор музыкального ракурса кажется идеальным - это опера-сериа с ее многочисленными речитативами и виртуозными ариями и дуэтами.
Вовлеченные в единую команду, работающие по принципу драматического ансамбля, певцы Камерного смогли создать энергичный музыкальный спектакль, в котором вокальные качества важны лишь как часть цельной художественной работы.
Итак, межгалактический режим сознает свою обреченность. Чтобы спасти человечество от глобального кризиса, власти решают "довериться искусству", ибо в нем, по их представлениям, содержится некий тайный код, ключ к спасению. Но вот беда, больше нет никого, кто умеет "читать" язык искусства. Находится лишь один космонавт, чья способность к независимому суждению вселяет надежду в открытость тайным посланиям искусства. Ему показывают пьесу Шекспира, которая на деле оказывается современной пьесой, только частично напоминающей кровавую трагедию "Тит Андроник".
Так космонавт становится зрителем "театра в театре", вернее, оперы в опере, и мы вместе с ним погружаемся в фантастические перипетии Тития, героя, под лозунгом "ненасилия" залившего всю галактику кровью и получившего звание безупречного за слепую преданность закону. Закон между тем суров: все находятся под неусыпным наблюдением. Потому высшей наградой государства является право на частную жизнь. Титий, ставший правителем, отрекается вскоре в пользу юркого бюрократа Субурбия, но, одержимый страстью к безупречности, вынужден наблюдать казнь всех своих 25 сыновей и жены. Он убивает подлого манипулятора и интригана Субурбия, но на смену ему приходит прежний правитель, "заслуживший" право на бесконтрольную частную жизнь.
Финал вновь возвращает нас в космическое будущее. Кажется, космонавт понял смысл "шекспировского послания театру", но зрителям о нем не говорит.
"Храмовое", мистериальное пространство Александра Лисянского и костюмы Нины Васениной опрокидывают нас в искусство 20-х годов, отсылая к эстетике футуризма и конструктивизма, раннего фантастического кинематографа. Арии и дуэты "театра в театре", прежде всего прекрасный любовный дуэт Тития (харизматичный Александр Полковников) и его жены Порк (эксцентричная и яркая Екатерина Большакова), созданные по законам барочной оперы, заставляют зрителя балансировать между сильным мелодраматическим переживанием и "романтической", а то и брехтианской иронией.
Коварный интриган Субурбий в исполнении Борислава Молчанова создает редкий по остроте образ отрицательного обаяния. Здесь, впрочем, всем исполнителям удается балансировать на тонко проработанной грани жанров, удерживая мифологическую и сатирическую стратегию сценического существования на одинаково высоком уровне.
Камерному театру удалось создать яркую, зрелищную, исполненную сарказма и высокого лиризма, сложную по сценическому и музыкальному языку современную оперу на весьма актуальный сюжет.