Уже на первом этапе сооружения нефтепровода проект дал импульс развитию различных отраслей промышленности на всей территории России. Дополнительную загрузку получили металлургические предприятия, которые, в свою очередь, запросили больше угля у шахтеров. Крупные заказы получили строительные и транспортные фирмы. Магистраль подстегнула развитие как действующих, так и новых нефтяных проектов. В Республике Саха (Якутия) нефтедобыча выросла более чем в 10 раз.
В целом же ТС ВСТО обеспечила приток только в дальневосточные регионы страны.
700 млрд руб. инвестиций, которые поспособствовали наполнению местных бюджетов. Уже первый пусковой комплекс ВСТО дал налоговые поступления в казну Иркутской и Амурской областей в размере 1,8 млрд руб. в год. В Якутии отчисления подразделений компании "Транснефть" составляли до 4% доходов консолидированного бюджета республики. В выигрыше оказались даже маленькие якутские поселки, в чьи бюджеты поступили выплаты строителей за аренду земли, компенсации за использование крупногабаритной техники. Сегодня, когда объекты ТС ВСТО построены и работают, в поселках остается 10% НДФЛ, 40% налогов уходит в бюджет района и 50% - в республики.
В ходе строительства нефтепровода создано более 15 тыс. новых рабочих мест. Особенно ощутимо это было для жителей небольших населенных пунктов, где "Транснефть" обычно строит новые нефтеперекачивающие станции (НПС) и размещает офисы районных нефтепроводных управлений (РНУ). В Олекминске - центре одноименного района Якутии с населением около 10 тыс. человек - на объектах компании было трудоустроено более 500 местных жителей. Семьсот новых рабочих мест появилось в Братске.
Во всех регионах ТС ВСТО дала мультипликативный эффект: одно рабочее место в нефтеперекачивающем производстве влекло за собой создание пяти-шести мест в смежных отраслях (транспорт, строительство, энергетика), а также в сфере обслуживания.
Одна из главных проблем российских удаленных территорий - дороги. В Олекминске, к примеру, их практически не было вовсе, из-за чего регулярно возникали сложности с обеспечением города элементарными продуктами. Не всегда в магазине можно было купить яиц или даже хлеба: "не завезли". Неудивительно, что люди уезжали из улуса (района), крайне невысокой была и рождаемость. Нефтепровод кардинально изменил жизнь райцентра. "Транснефть" реконструировала старые разбитые и проложила новые дороги. Проезд вдоль трассы ТС ВСТО от Алдана до Киренска проходит через Талакан, Ленск и Олекминск, а также другие населенные пункты, которые раньше в межсезонье были отрезаны от внешнего мира. По соглашению между компанией и правительством Республики Саха (Якутия) были построены мосты через реки Пеледуй, Большую и Малую Черепаниху, Мулисьму, Кадалу, Уру, Меличан, Бирюк.
А построенный четыре года назад 125-метровый мост через реку Мурбай до сих пор остается важнейшим местным инфраструктурным объектом. "Новый мост помогает нам жить, работать и развиваться, - отмечает глава Ленского района Сергей Высоких. - Благодаря совместным усилиям республики и АК "Транснефть" наш поселок прочно связан с городом и районом".
В Олекминский улус вместе с ВСТО пришла большая энергетика. Прежде главным источником энергии здесь была дизельная электростанция, сегодня - высоковольтная линия Сунтар - Олекминск, сооруженная на средства "Транснефти". А от олекминцев энергия идет южным соседям - в Алданский и Томпонский улусы.
Нефть не течет по трубе сама по себе. Ей "помогают" инженеры, специалисты, рабочие РНУ и НПС. "Транснефть" стремится по максимуму задействовать местные кадры, которые сама и готовит. Задолго до того, как нефтепровод начнет действовать, желающие получить новую специальность проходят отбор и отправляются учиться за счет компании. Рабочих-трубопроводчиков готовит в этих местах Белогорский коммунально-строительный лицей, профессионалов-инженеров - Дальневосточный федеральный университет, для которого по договору студентов отбирает "Транснефть - Дальний Восток". Это же предприятие обеспечивает и стажировку будущих специалистов.
Мало обучить нефтепроводчика, трудоустроить и дать ему достойную зарплату. Нужно еще и, как говорится, создать условия. Отсюда - развитие социальной инфраструктуры. В Амурской области в поселке Ерофей Павлович на средства "Транснефти" построили двухэтажное здание участковой больницы с родильным отделением и операционной, оснащенными новейшей медицинской техникой. Прежняя больница была построена в далеком 1934 году. В Сковородине также на средства компании капитально отремонтировали Центральную районную больницу и приобрели для нее дорогостоящий аппарат искусственной вентиляции легких.
В Якутии "Транснефть" постоянно оказывает весомую помощь Центральной районной больнице города Ленска, детскому саду "Лесовичок" в Олекминске, спортивной школе олимпийского резерва "Олимп" в Нерюнгри, детскому дому поселка Чульман, социально-реабилитационным центрам Ленска и Нерюнгри. В построенном в поселке Витим 48-квартирном доме большая часть квартир была передана поселку для переселения семей из ветхого жилья и для бюджетников.
Так что ТС ВСТО не только важнейший для страны геополитический и экономический проект, но и значительный импульс для развития дальних территорий.