07.04.2015 00:40
    Поделиться

    Приборы для диагностики трубопроводов имеют все шансы стать брендом

    На любой крупной международной выставке по нефтепроводной тематике особым вниманием специалистов пользуется оборудование, позволяющее диагностировать состояние трубы. Отечественные приборы, которыми оснащена вся российская трубопроводная система от Балтики до Тихого океана, ценятся за пределами страны - в Белоруссии и Казахстане, Чехии и Словакии, Мексике.

    Коррозия трубы, истончение ее стенок, вмятины, трещины неизбежны. Исключить эти дефекты при транспортировке под высоким давлением больших объемов такого экологически агрессивного продукта, как нефть, не помогают даже самые передовые технологии. Зато они помогают вовремя все это обнаружить и исправить, обеспечив, таким образом, надежную и безопасную эксплуатацию трубопровода.

    Основной способ обнаружения дефектов в трубопроводной системе - внутритрубная диагностика. Активно развиваться она начала в 1980-е годы, когда появились первые промышленные внутритрубные диагностические снаряды, или дефектоскопы. Их запускали в трубу, и, продвигаясь вместе с потоком нефти, они с помощью магнитного или ультразвукового излучения позволяли без остановки перекачки контролировать состояние нефтепровода. В США и Европе фирмы, занимающиеся разработкой и эксплуатацией внутритрубных приборов, стали появляться одна за другой. СССР пытался не отставать, но дальше опытных образцов дело не шло. Приходилось использовать иностранные разработки.

    В 1991 году в подмосковных Луховицах "Транснефть" создала Центр технической диагностики "Диаскан". Сначала для мониторинга трубопроводной системы предприятие закупало иностранные приборы. Однако полная зависимость от импорта всего - от мелких комплектующих до программного обеспечения - уже тогда не могла устраивать компанию. В начале нового века перед "Диасканом" была поставлена задача разработать отечественный прибор для внутритрубной диагностики. Два года напряженной работы потребовалось проектировщикам, чтобы создать свой первый ультразвуковой дефектоскоп. В 2003 году прибор, успешно пройдя испытания, был аттестован в АК "Транснефть" и пущен в эксплуатацию.

    Сегодня "Транснефть - Диаскан" располагает целой линейкой уникальных диагностических приборов для трубопроводов всех диаметров, используемых в системе АК "Транснефть", - от 6 до 48 дюймов. В их ряду специалисты особо выделяют комбинированный дефектоскоп - "комбайн", как тут же окрестили его нефтепроводчики.

    Дело в том, что во внутритрубной диагностике используется несколько видов приборов: два вида ультразвуковых и магнитные дефектоскопы. Каждый из приборов рассчитан на обнаружение определенного вида дефектов. И до того, как был разработан "комбайн", чтобы провести полную достоверную диагностику нефтепровода, необходимо было запускать в трубу три прибора друг за другом. Новый прибор от такой необходимости избавил, совместив в себе сразу три способа диагностики: всю необходимую информацию специалисты получают за один пропуск.

    Сегодня на трубопроводах работает уже второе поколение "комбайнов" с улучшенной начинкой, более экономичными и эффективными датчиками. Кроме того, создан комбинированный магнитный прибор, совмещающий в себе два магнитных способа диагностики. Еще одна разработка последнего времени - ультразвуковой дефектоскоп высокого разрешения, на порядок превосходящий все предыдущие подобные образцы и различающий самые мелкие дефекты.

    Развивается и такая область внутритрубной диагностики, как профилеметрия. Это уже контактная диагностика, позволяющая определять внутренние неровности трубопровода. На основе многоканального профилемера в "Транснефти - Диаскан" создали специальный прибор для определения положения трубопровода. Имея привязку к ГЛОНАСС, он позволяет определять пространственное положение трубы с точностью до одного метра. Прибор незаменим в сложных геологических условиях: в сейсмоактивных зонах, на участках вечной мерзлоты. Грунты в этих местах "живые"; двигаясь, они перемещают за собой и трубопровод. В итоге изгибы трубы могут достигать критических отметок и стать особо опасными при наложении на существующие дефекты. Первые испытания прибор прошел на ТС ВСТО и получил там постоянную прописку. Кроме того, сегодня он с успехом применяется на строящемся нефтепроводе Заполярье - Пурпе.

    Обнаружение дефекта - это отнюдь не всегда повод для срочного выезда аварийной бригады. У дефекта, как говорят специалисты, может быть свой срок эксплуатации. Задача "Транснефти - Диаскан" - с максимальной точностью этот срок рассчитать и дать рекомендации, когда дефект лучше устранить. То, что предприятие с этой задачей успешно справляется, доказано многократно. Это дает возможность нефтепроводчикам планировать ремонтные работы, точно определяя необходимые для этого силы и средства.

    В 2015 году "Транснефть-Диаскан" планирует провести диагностику 48164,63 км магистральных нефтепроводов и 2929,52 км магистральных нефтепродуктопроводов

    Главное достояние "Транснефти - Диаскан" - огромная база данных, насчитывающая порядка 10 млн обнаруженных дефектов. Каждый из них подробно описан, равно как и все работы, рекомендованные и проведенные для его устранения. Эта гигантская ценнейшая "библиотека" позволяет специалистам принимать предельно оперативные и оптимальные для каждой ситуации решения. Кстати, не только в России, где приборами предприятия оснащена вся трубопроводная система от Балтики до Тихого океана, но и за рубежом.

    Скоро три года, как диагносты из Луховиц принимают участие в тендерах на проведение работ для организаций, не входящих в систему "Транснефти". Как четко и надежно работают российские специалисты и их приборы, уже хорошо знают трубопроводчики в Казахстане, Белоруссии, Чехии, Словакии, Мексике. Очевидный интерес к сотрудничеству с "Транснефтью - Диаскан" проявляют компании Южной Америки, Ближнего Востока. Изготовленные в России приборы внутритрубной диагностики имеют все шансы стать в ближайшие годы международным брендом.

    Поделиться