Такие поправки в Закон "О защите прав потребителей" внесли на рассмотрение Госдумы, чтобы убрать из законодательства положения, которые можно трактовать по-разному.
Сегодня продавцам не запрещено устанавливать цены, например, в долларах и евро, но эти цифры служат лишь дополнением к эквиваленту в рублях. То есть на ценнике должно быть четко написано, сколько придется отдать за холодильник, колбасу или пальто в рублях, а сколько получается в пересчете на другую валюту - неважно, приписать можно и три международные цены, поясняет председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
В то же время Гражданский кодекс разрешает указывать цены на товары и услуги в у.е., когда речь идет об оказании услуг или покупке товаров между юридическими лицами, но не физическими. Как правило, это краткосрочные контракты с условием оплаты в тех же рублях по курсу ЦБ. Закон "О защите прав потребителей" же однозначно требует от торговцев работать с потребителями-физлицами в национальной валюте, но порой это становится недостаточным ограничением для некоторых магазинов.
Так есть ли между этими положениями какое-то противоречие? Петр Шелищ утверждает, что нет и быть не может: "Если магазину хочется указать стоимость в семи валютах - это его право".
Но тотальный запрет на такие дополнительные данные на ценнике будет избыточным ограничением бизнеса, а поможет ли это защите прав потребителей - покажет время, говорит собеседник "Российской газеты".
Поэтому вводить жесткие условия и моратории лучше в тот период и в тех сферах, где что-то угрожает жизни и здоровью населения. К примеру, уличные вывески, на которых должно быть написано все исключительно по-русски, тоже, по мнению эксперта, излишни: никто не запрещает указывать настоящие иностранные названия, как и цены в тех же долларах.
Главное - не обманывать покупателя, говоря с ним на родном языке и рассчитываясь твердым рублем.
Продавцов могут обязать указывать стоимость расфасованных продуктов (гречка, молоко и прочее) за упаковку и за единицу веса (например, за килограмм). Это также предусматривают поправки, предложенные в Закон "О защите прав потребителей".
Что дороже - килограмм продовольствия стоимостью 150 рублей или 120 рублей за упаковку весом 0,9 килограмма? "В условиях розничного магазина потребитель не имеет возможности вести такие сложные расчеты, в особенности если товаров приобретается несколько", - уверены депутаты.