А время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. Эта индустрия испытывает потребность в профессионалах нового типа. Ей нужны специалисты, способные сочетать управленческие, журналистские, продюсерские, технические и технологические навыки. Таких специалистов с сентября этого года начинает готовить Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" - на его факультете коммуникаций, медиа и дизайна открывается образовательная программа "Медиакоммуникации". О том, что собой представляет эта программа, какие знания и навыки получат студенты, выбравшие ее, в интервью "РГ" рассказал декан факультета Андрей Быстрицкий.
- Чем вызвано появление этой программы?
- Тем, что мир производителей медиапродукции нуждается в кадровом обновлении. Он нуждается в людях, которые смогут успешно оперировать в пространстве современных медиа, а это не только средства массовой информации. Это и пиар, и реклама, и интернет-услуги, и много что еще. Цифровизируются и интегрируются информационные ресурсы, растет интерактивность, развиваются мультимедийные СМИ - и все это происходит очень быстро. Посмотрите, как изменились традиционные СМИ. Наиболее востребованные из них перестали быть просто газетами, телеканалами, радиостанциями, интернет-порталами. Они превратились в интегрированные редакции. А что такое сегодня успешная журналистская деятельность? Это умение работать сразу для нескольких технологических платформ - готовить текст, видео, аудио, фото, инфографику... Границы современной медиаиндустрии таким образом расширяются и размываются. И ей нужно все больше людей со специальным образованием. Такое образование мы и намерены давать.
- Хотя бы минимальный опыт в подготовке специалистов современной медиаиндустрии в России имеется?
- Ни в одном российском вузе специалистов по этому направлению не готовят. Это совершенно новая специальность. Люди, которые ее освоят, станут, если так можно сказать, архитекторами современного медиапространства. К таковым, например, относятся и руководитель Первого канала Константин Эрнст, и глава ВГТРК Олег Добродеев, и генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков. А пример такой медиакоммуникационной деятельности - церемония открытия Олимпийских игр в Сочи. Авторы этой церемонии продумали все от начала до конца. Они понимали, что будет происходить, как это будет снято и показано, каким образом будет распространено, на какую аудиторию будет рассчитано.
- Иначе говоря, факультет начнет готовить мультиспециалистов, способных создавать мультипродукты, подобные церемонии открытия Олимпийских игр?
- Можно сказать и так. В сфере аудиовизуального искусства речь прежде всего идет о подготовке специалистов, обладающих организационными навыками для руководства творческими коллективами, но имеющих при этом креативное мышление.
- Выпускники, прошедшие обучение по программе "Медиакоммуникации", получат диплом. В нем какая профессия будет фигурировать?
- Американцы говорят - "трансмедиапродюсер". Такую категорию ввела недавно в перечень профессий Гильдия продюсеров США. Трансмедиапродюсеры востребованы не только для создания аудиовизуального продукта, но и в сфере маркетинговых коммуникаций, производстве рекламных роликов, радио и музыкальных программ, создании презентаций, шоу-румов, компьютерных игр.
- А у нас такие специалисты чем будут заниматься?
- Область их профессиональной деятельности достаточно широка. Это газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ. Наши выпускники найдут себе применение и в студиях звукозаписи, и в продюсерских агентствах, обслуживающих сферу кино, шоу-бизнеса, телепроизводства. Они будут востребованы и в мультимедийных студиях, и в фирмах по производству компьютерных игр, анимации, программных продуктов, и в книгоиздательском бизнесе (например, в издании книг на цифровых платформах), и в пресс-службах, и в рекламных агентствах.
- Располагает ли факультет достаточным кадровым потенциалом для реализации этой образовательной программы?
- Да. В ней будут участвовать наши преподаватели из академической среды: профессора Иосиф Дзялошинский (он курирует эту программу), Илья Кирия, Александр Шариков, Анна Новикова, Светлана Шомова, Сергей Давыдов. К преподаванию будут привлечены и специалисты из медиаиндустрии. С некоторыми из них уже достигнута предварительная договоренность. Мы будем рады, если своим опытом поделятся генеральный директор холдинга "Объединенные медиа" Михаил Бергер, директор дирекции креативного планирования и интернет-вещания Первого канала Елена Афанасьева, руководитель и ведущий программы "Вести в субботу", заместитель директора ГТК Телеканал "Россия" Сергей Брилев, советник генерального директора ВГТРК Евгений Ревенко, заместитель генерального директора НТВ по информационному вещанию Татьяна Миткова и другие. Кстати, мы надеемся и на активное участие иностранных специалистов. К тому же в активной коммуникации с соответствующими образовательными заведениями за рубежом.
- Какие требования будут предъявляться к абитуриентам, желающим получить эту специальность?
- Им будет необходимо сдать в приемную комиссию результаты ЕГЭ по иностранному языку, литературе, русскому языку, а также успешно пройти очный творческий конкурс. Основные критерии отбора помимо результатов ЕГЭ - креативность, умение логически мыслить, владение основами технической грамотности. Чтобы проверить эти способности, и установлен творческий конкурс. Его цель - выяснить, насколько потенциальный медиапродюсер умеет анализировать информацию и ориентироваться в информационном потоке. Имеет ли он способность к образному мышлению и творческому самовыражению. Достаточно ли осведомлен в области аудиовизуальных искусств. Каков уровень его общей культуры. Творческий конкурс проводится в двух формах - написание эссе и устное собеседование (подробности на http://cmd.hse.ru/).
- По вашим прогнозам, конкурс будет высоким?
- Не рискну предсказывать, но уверен, что мы наберем необходимое количество молодых людей, желающих и способных получить одну из самых востребованных сегодня профессий в медиасфере. Эта новая образовательная программа - она ведь не на пустом месте создается. Факультет, хотя и несколько раз менял свое название, работает давно. Да вы и сами, Валерий, преподаете на нем не первый год. Поэтому не хуже меня знаете, что обучение у нас практико-ориентированное. Мы, как вам тоже известно, располагаем собственной современной производственной базой, которая позволяет производить самые разные продукты - от газетной верстки до мультимедийной статьи и телешоу. Факультет готовит бакалавров дизайна, журналистики и рекламы. Но все они должны работать в одной команде - только так можно достичь успеха в сегодняшнем мире. Мы учим уметь видеть, рассказывать, убеждать и преобразовывать. И всегда быть на гребне волны.