08.04.2015 19:07
    Поделиться

    Анимационная студия "Мельница" вышла в 3D

    Корреспондент "РГ" побывала на студии анимационного кино "Мельница", где сейчас снимают фильм "Урфин Джюс" в формате 3D, увидела, как идет работа над этой сказкой, а также, как создают историческую "Крепость".

    Генеральный директор студии Александр Боярский рассказал о своем детище.

    В прошлом году вы справили новоселье в прекрасном доме на проспекте Большевиков. Как у вас красиво, уютно!

    Александр Боярский: Мы старались, чтобы было и уютно, и удобно. Но у студии бывали и другие времена - когда мы обитали на улице Мельничной, то случались и казусы. Например, лед на полу коридора сыграл злую шутку со знаменитым Эдуардом Хилем - он поскользнулся на нем и въехал в стену. Очень было нам неудобно. А когда мы озвучивали сериал "Санта-Барбара", то артисты сидели в валенках и тулупах - не было отопления.

    Читаю в интернете, что пишут вам: "Мультики очень классные. Все любят их. Это шедевры. Добрые, с юмором и замечательными песнями. Вы, главное, рисуйте и рисуйте". А бывает, что ругают?

    Александр Боярский: И ругают - сценарий, рисунок, и советы дают. Например: "Повеселее надо было!" Сколько людей, столько и мнений. Основные претензии: зачем вы осовременили русскую сказку? Никто не спорит, сказки Роу великолепны, но у сегодняшнего зрителя другие герои, вкусы, пристрастия. Время другое, 21-й век!

    Именно поэтому вы пришли и к 3D? Расскажите про "Урфина Джюса".

    Александр Боярский: Мы по-прежнему не оставляем 2D технологию и рисуем фильмы. Но нам захотелось попробовать себя в новой и технике и технологии. Мы впервые снимаем полнометражный фильм в 3D, но небольшой опыт у нас есть - в сериале "Лунтик". Пока о фильме говорить рано. Могу только сказать, что получается неплохо, нам нравится. Режиссер - Владимир Торопчин, взявший в январе "Золотого Орла" за фильм "Иван Царевич и Серый Волк-2".

    Когда намечена премьера?

    Александр Боярский: Планируем на осень 2016 года. Производство трудоемкое, длительное.

    И снова сценарий написали вы?

    Александр Боярский: Да. У нас та же беда, что и в игровом кинематографе: нет толковых сценаристов.

    Разве вас не заваливают предложениями?

    Александр Боярский: Предлагают, конечно, но пока каких-то замечательных открытий не было, хотя бывают любопытные идеи. Проблемы не только со сценаристами. Например - художник-аниматор. Это уникальная профессия. Их мы готовим сами, на наших курсах. Как правило, приходят люди с образованием, уже состоявшиеся художники, часто после Академии художеств. Но аниматор ведь не только художник, в первую очередь он - актер. Он должен оживить, одушевить персонажа (anima по латыни - "душа") графическими средствами, заставить зрителя поверить в то, что он живой. Его инструмент - карандаш. Бывает, что у очень хорошего художника долго ничего не получается и только через какое-то время, может, через год или два, вдруг что-то происходит и он становится одним из лучших аниматоров студии.

    Наверное, вас часто спрашивают, будет ли продолжение "Лунтика"?

    Александр Боярский: Постоянно спрашивают об этом. Именно поэтому - будет! Уже три миллиарда просмотров на YouTube, это же поразительно.

    Это ваша гордость - "Лунтик", "Барбоскины"?

    Александр Боярский: Мы в каждый проект стараемся вложить все силы, душу.

    Продолжатся ли приключения Ивана Царевича и Серого Волка?

    Александр Боярский: Сейчас снимаем третью часть фильма. Должны выпустить его в конце декабря, к школьным каникулам. Сценарий - блестящий! - написали участники "Квартета И". Режиссер - талантливая Дарина Шмидт.

    А как ваш "богатырский цикл" - закончился?

    Александр Боярский: В запуске "Три богатыря и Морской царь". Сценарий готов. Режиссер еще не выбран. Музыку будет писать Михаил Чертищев, в последнее время мы в основном с ним сотрудничаем. Молодой, талантливый, на "Лунтике" начал с нами работать.

    Что сейчас снимает Константин Бронзит (оскаровский номинант)?

    Александр Боярский: Пока не снимает, но уже обдумывает следующий фильм. И курирует в качестве худрука несколько проектов. А его новый фильм "Мы не можем жить без космоса" ("Космос") путешествует по фестивалям, призы собирает.

    Еще в 2011 году вы взялись за полнометражный анимационный исторический фильм "Крепость"…

    Александр Боярский: Работаем, планируем выпустить его в этом году ко Дню народного единства России. Он сложный в производстве, там много персонажей, боевых сцен, а это требует большого труда. История героическая - об осаде Смоленска в 1609 году. Защитники Смоленска во главе с воеводой Шеиным держали оборону от польских войск два года. Это был ключевой момент в русско-польской войне. В нашем фильме главный персонаж - мальчик Сашка. Он один, без родителей, и очень хочет хоть как-то помочь защитникам города. Здесь всего хватает - приключения и драма, трагедия и комедия.

    Снять анимационный фильм дорого?

    Александр Боярский: Короткометражный фильм может вообще ничего не стоить. Бывает, его делают просто дома и при этом он может быть весьма успешен. Но если это полнометражный фильм, если это производство, то надо минимум, я думаю, 100 миллионов рублей.

    Но вы хорошо зарабатываете, ваши фильмы успешны в прокате.

    Александр Боярский: Зарабатываем, это правда. Но у нас большой коллектив - 340 человек. Кроме того - техника, компьютеры, программное обеспечение. Мир не стоит на месте, технологии все время совершенствуются, нужно быть готовым к постоянному обновлению. Все это требует значительных средств. Кроме того, на производство фильма в 3D-технологии часто приходят специалисты из игровой индустрии, а они привыкли к более высоким зарплатам, это тоже нужно учитывать. Но мы стремимся так выстроить работу студии, чтобы все наши сотрудники были уверены в завтрашнем дне.

    Гонорары звезд (а у вас озвучивают роли Табаков, Ахеджакова, Сухоруков, Бондарчук) съедают, наверное, большую часть бюджета фильма?

    Александр Боярский: Гонорары звезд, конечно, выше, чем у молодых питерских актеров, но они не такие большие, как в игровом кино. Поэтому, если мы просим, скажем, Олега Павловича или Лию Меджидовну озвучить сказочного героя (даже и не за высокий гонорар), то они не отказывают. Артисты любят окунуться в мир мультипликации. Все с удовольствием это делают: Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, Михаил и Лиза Боярские, Михаил и Никита Ефремовы… И даже на совсем маленькие роли соглашаются знаменитости. Немного, наверное, на свете людей, которые не любят этот жанр. Все мы родом из детства…

    А ваши дети какие вопросы задают папе-директору студии, где снимают мультики?

    Александр Боярский: Мои девчонки (им 7 и 5 лет) чаще всего спрашивают: "Папа, это ты говоришь за…?" И еще: "Когда будут новый "Лунтик" и "Барбоскины"? И сын тоже смотрит наши фильмы.

    Кто говорит вашим голосом в мультиках?

    Александр Боярский: Я не главный артист, конечно. Где-то надо рявкнуть, где-то зарычать. Просто когда пишешь сценарий, то проговариваешь про себя реплики десятки раз и знаешь, как персонаж должен себя вести. Поэтому я делаю черновые речевые фонограммы (чтобы под них рисовали), потом их переозвучивают настоящие артисты.

    Вы занимаетесь продюсированием, пишете сценарии, озвучиваете роли. От какой работы получаете больше удовольствия?

    Александр Боярский: Бывает, что записываю музыку, это тоже очень интересно. А вообще - нужно приучить себя получать удовольствие от любой работы.

    Где за границей смотрят ваши мультфильмы?

    Александр Боярский: Мультфильм "Карлик Нос" в свое время показали в Германии 200 кинокопиями. "Богатыри" тоже выходили в ряде европейских стран на DVD. А сейчас большой интерес появился к "Лунтику" и "Барбоскиным", причем как на Востоке, так и на Западе. Но продажами занимаются наши партнеры - это другой бизнес: сделать фильм - одно, продать его - другое.

    Вопрос-ответ

    - Правда, что у ваших фильмов нет господдержки?

    - Нет, на многие фильмы мы получаем деньги. Но, естественно, это лишь часть бюджета.

    - Можно ли попасть на экскурсию к вам на студию?

    - Можно. Существует запись, правда, сейчас уже, по-моему, на сентябрь записываются. Экскурсии бесплатные. Интересно всем - и первоклассникам, и студентам.

    Факты

    Студию "Мельница" создали в Петербурге в 1998 году продюсеры Сергей Сельянов и Александр Боярский. Первый проект - сериал "Приключения в Изумрудном городе".

    В кинотеатрах России теперь будут демонстрироваться отечественные анимационные фильмы, начнет выходить киножурнал "МУЛЬТ в кино". В программу первого альманаха вошли также "Барбоскины" и "Лунтик и его друзья".

    К слову

    Создатели сериала "Лунтик и его друзья" удостоены недавно премии правительства РФ в области культуры.

    Поделиться