08.04.2015 20:00
    Поделиться

    В Зауралье выросло число нарушителей в сфере госзакупок

    За три месяца 2015 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило 25 обращений о включении предприятий в реестр недобросовестных поставщиков. Для сравнения: за весь прошлый год УФАС рассмотрело 75 таких материалов, в результате в реестр попал 21 хозяйствующий субъект. По мнению руководителя регионального управления ФАС России Ирины Гагариной, в этом году "черный список" неблагонадежных участников госзакупок может заметно увеличиться: в реестр уже внесено шесть предприятий - вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

    Сэкономили на детсадах

    Ирина Владимировна, с чем, на ваш взгляд, связан рост количества жалоб на поставщиков?

    Ирина Гагарина: Однозначно со вступлением в силу с 1 января 2014 года нового закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ), который, с одной стороны, ужесточил требования и условия для участников госзакупок, с другой - упростил для заказчиков процедуру подачи заявлений в антимонопольный орган. Закон теперь обязывает заказчика включать в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) участника конкурсных процедур, если тот уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. За это предусмотрена строгая ответственность. Причем документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в УФАС для принятия решения.

    Если послушать наших чиновников, то Курганской области просто тотально не везет с подрядчиками. Они сорвали график строительства детских садов, не справляются с ремонтом дорог, а дома для детей-сирот сдали в таком состоянии, что те через год стали разваливаться. Вы тоже считаете, что все беды от недобросовестных поставщиков?

    Ирина Гагарина: В каждом случае приходится разбираться отдельно. По закону, чтобы признать поставщика недобросовестным, надо доказать, что он умышленно сорвал заказ. А это не всегда возможно. Очень показательна в этом плане ситуация со строительством детских садов. В УФАС в прошлом году поступило два заявления с требованием включить в реестр недобросовестных поставщиков фирму из Екатеринбурга. Она выиграла конкурсы на строительство детских садов в Кургане и Далматово, но контракты не выполнила. В первом случае мы включили ее в реестр, а во втором - нет. Потому что выяснили: в 2013 году в Курганской области по итогам аукционов были заключены муниципальные контракты на строительство 13 детсадов, которые возводились по одному проекту, разработанному для города Петухово. Понятно стремление местных властей сэкономить, заплатив за один проект, а не за 13. Но, как говорится, скупой платит дважды. Чиновники не учли, что условия строительства в каждом районе разные. Так, в Далматово участок оказался в затопляемой зоне. Прежде чем построить там детсад, нужно было укрепить грунт. К тому же, когда начали рыть траншею, наткнулись на другой, старый, фундамент, пришлось его выкапывать. Но самое потрясающее, что в земле, на которой должен быть построен детсад, оказалось превышено содержание солей тяжелых металлов - участок необходимо очистить. Поэтому строителям потребовались дополнительные время и средства, это зафиксировано в документах, результатах экспертиз. Мы посчитали, что в данном случае подрядчик не виноват в срыве графика. А вот в отношении объекта в Кургане фирма не смогла доказать свою добросовестность. Управление капитального строительства, которое выступало заказчиком, создало ей все необходимые условия. Впрочем сейчас контракты с этой фирмой расторгнуты в обоих городах.

    Номер не пройдет

    Недавно на совещании, посвященном строительству дорог, услышала такое мнение: что толку вносить компанию в РНП - она поменяла название и опять заявилась на торги.

    Ирина Гагарина: Нет, этот номер больше не проходит. По закону в реестр недобросовестных поставщиков попадают не только компании, но и их учредители - как раз для того, чтобы не допустить на аукцион неблагонадежных участников госзакупок в течение двух лет. Правда, находятся дельцы, которые пытаются обойти и этот закон. Есть, например, в Кургане предприниматель, который так себя зарекомендовал, что с ним не хочет иметь дело ни одна уважающая себя организация. Он поставлял в больницы перчатки, бинты, жгуты, шприцы и другие расходные материалы. Отличился тем, что активно торговался на аукционах, а потом резко ронял цены - потому и выигрывал. При этом качество продукции, которую он поставлял, не выдерживало никакой критики. Врачи жаловались: перчатки рвутся, кетгут (хирургический шовный материал) расходится. Хорошо еще никто из больных не пострадал. На бизнесмена, конечно, поступали жалобы, но ему до недавнего времени удавалось уйти от наказания. Как ни парадоксально, спасали сами заказчики, которые не могли грамотно составить обращения в антимонопольный орган. И все-таки предприниматель попал в реестр, хоть и с пятого раза. Однако не успокоился. Судя по всему, его дело продолжают родственники, зарегистрировавшие самостоятельные фирмы. По нашим наблюдениям, они применяют ту же схему, сбивая цену контракта. Наш специалист этим вопросом занимается, уже выявлено десять эпизодов их подозрительного поведения. Думаю, в ближайшее время мы возбудим дело по поводу сговора на торгах.

    Но все-таки, уверяю вас, добросовестных поставщиков гораздо больше - даже среди тех, кто формально оказался в числе нарушителей. Например, случалось, участники торгов по не зависящим от них причинам не смогли вовремя заключить контракт. А по закону, если это не сделано в установленный срок, считается, что поставщик уклонился от подписания, значит, он попадет в РНП. Как рассказывали руководители таких предприятий, им тоже советовали: мол, переименуйтесь - и все дела. Но эти люди дорожат своим именем и репутацией, поэтому слушать "доброжелателей" не стали.

    Кстати, неподписание контракта вовремя - одна из самых распространенных причин для включения предприятия в РНП: с этим было связано 45 из 75 обращений, поступивших в прошлом году. Но в реестр в итоге включили только семь поставщиков, которые не сумели подтвердить, что пытались выполнить требование закона. Остальные участники привели доказательства: они не уклонились, а технически не смогли подписать контракты - например, электронная площадка zakupki.gov.ru "зависла" (такое случается). Причины могут быть разные, мы стараемся разбираться в каждой ситуации индивидуально.

    Правила не безупречны

    А если, например, учредитель организации, попавшей в черный список, - правительство области или местная администрация? У них, как известно, могут быть десятки подведомственных структур. Получается, из-за одной компании могут пострадать все остальные?

    Ирина Гагарина: Вы задели очень больную тему. Мы недавно обсуждали ее в Челябинске на встрече руководителей территориальных управлений ФАС и пришли к выводу, что законодатели в свое время упустили этот момент из виду. Поэтому мы с коллегами обратились в центральный аппарат ФАС с просьбой инициировать внесение поправок в закон о контрактной системе и восполнить пробел. Мы предложили вносить в реестр сведения о всех учредителях, за исключением публично-правовых образований.

    По этой причине в РНП не внесли завод противопожарного и специального оборудования, который сорвал контракт для МЧС? Ведь его учредитель - государство.

    Ирина Гагарина: Нет, там были другие причины. Осенью 2014 года МЧС обратилось в УФАС с просьбой внести предприятие в реестр недобросовестных поставщиков, но мы посчитали, что этого делать нельзя. Во-первых, завод попал под санкции: некоторые комплектующие он получал из Австрии, поставки были прекращены. Во-вторых, это крупное предприятие не только в масштабах Курганской области, но и в целом для рынка пожарной спецтехники. Уход такого игрока мог повлечь серьезные последствия. Участники рынка, выпускающие продукцию более низкого качества, вынуждены постоянно оглядываться на конкурентов и продавать свои изделия дешевле. А теперь представьте: с рынка уходит производитель качественного оборудования, его место занимает кустарное производство. Цены автоматически поползут вверх. Хочу подчеркнуть: антимонопольный орган - это экономическое ведомство. Наша цель - обеспечение стабильности на рынках. Конкуренция ради конкуренции никому не нужна. Она необходима, чтобы предприятия выпускали качественную продукцию и на рынке были справедливые цены. Именно для обеспечения стабильности и сохранения баланса на рынке и принято решение не включать варгашинский завод в РНП.

    В этом году под угрозой уже 25 проштрафившихся организаций. Есть ли среди них новички, которые до этого не имели дело с госконтрактами?

    Ирина Гагарина: Да, есть - это детские оздоровительные лагеря. Теперь они стали рядовыми поставщиками услуг в рамках контрактной системы и только учатся играть на торгах. Пока не всё и не у всех получается.

    Поделиться