На Южном Урале начался захват лесов под строительство

На Южном Урале на лесных участках, еще не прошедших межевание, как грибы растут гаражи и коттеджи. С каждым годом число самозахватов увеличивается: только в 2014-м в регионе выявлено свыше ста фактов присвоения земель лесного фонда. Особенно остро проблема стоит вблизи крупных городов. Что предпринимают в регионе для наведения порядка в этой сфере, выяснял корреспондент "РГ".

Границы опушки

В главном управлении лесами Челябинской области демонстрируют интерактивную карту, на которой отмечены границы поставленных на кадастровый учет земельных участков вблизи областного центра. Здесь же отображаются земли государственного лесного фонда. На экране монитора видно, как местами происходит наложение границ готовых к продаже наделов с защитной зоной лесов. А где-то и вовсе лесной участок раскроен на ровные квадраты, как и положено на этапе планирования нового коттеджного поселка или гаражного кооператива. Вот только, оказывается, документов об изменении категории этого участка в госорганы не поступало. Да и не приветствуется такой перевод: лесные насаждения здесь являются защитными - это особая категория лесов, общая площадь которых в Челябинской области достигает 80 процентов. Они выполняют экологическую и водоохранную функции, вырубка их категорически запрещена.

Понятно, что вблизи крупных городов свободные участки в дефиците - большинство из них уже поставлено на кадастровый учет и находится либо в распоряжении муниципалитета, либо в частной собственности. А вот территории лесного фонда только проходят межевание, и пока они не имеют официальных границ, велико искушение прибрать к рукам кусочек.

- На кадастровый учет в Челябинской области поставлено порядка 50 процентов земель лесного фонда, в УрФО нас опережает по темпам только Ямал, - рассказывает замначальника главного управления лесами Челябинской области Валерий Нигматуллин. - Стартовал процесс межевания в 2009 году с горнозаводской зоны области, где лесистость территорий составляет свыше 80 процентов, и постепенно продвигался к областному центру.

Именно в муниципальных районах, прилегающих к мегаполису, выявляется наибольшее число захватов лесных участков, ведь цена сотки здесь порой в несколько раз выше, чем в горнозаводской зоне.

Города наступают

Массовые нарушения происходят зачастую там, где зеленые насаждения и без того в дефиците (лесистость не превышает 30 процентов). Свыше 1,2 тысячи гектаров незаконно освоены в Аргаяшском и Красноармейском районах - только в этих двух муниципалитетах специалисты выявили более тысячи фактов наложений границ частных владений на земли лесного фонда. Немало нарушений зафиксировано в Сосновском районе, несмотря на то что межевание земель лесного фонда здесь еще не проводилось.

- Мы понимаем, что каждый квадратный метр вблизи крупного города представляет большой интерес для строительного бизнеса, что в перспективе позволит регулярно пополнять местный бюджет, - рассуждает Валерий Нигматуллин. - Но земли лесного фонда - это федеральная собственность, и они в любом случае будут возвращены государству. Рассчитывать на сохранность незаконных построек тоже не стоит: в регионе уже есть прецедент сноса объектов, возведенных на землях лесного фонда.

В районах причину путаницы с границами видят в несовершенстве механизма перевода земель из одной категории в другую. Процесс чрезмерно усложнен: только на сбор документов может уйти около полугода. Усугубляет ситуацию и тот факт, что на электронной карте, которая находится в распоряжении кадастровых инженеров, до недавнего времени и вовсе не отображались леса.

- До 2015 года границы лесного фонда были в большинстве своем условными, - говорит заместитель главы Аргаяшского района по управлению имуществом и земельным отношениям Альбина Шафигина. - Работали по старым картам, составленным еще в советское время, содержавшим массу неточностей. В последние годы район динамично развивается, здесь много строят, что потребовало иного подхода к выделению земельных участков. В прошлом году границы земель лесного фонда наконец-то обрели четкие очертания.

Одновременно перед гражданами, получившими когда-то разрешения на строительство, встал вопрос: как быть, если домостроение или его часть находится в пределах границ лесного массива?

- Я считаю, что оснований для принятия радикальных мер, то есть ликвидации или переноса строений, нет. В свое время люди получили все документы на строительство, и не их вина в том, что была допущена неточность: при прежних технических возможностях это было вполне естественно, - считает Альбина Шафигина.

Цена ошибки

Что делать, чтобы не погрязнуть в судебных тяжбах? Челябинский предприниматель Евгений Коновалов, на земельных участках которого было выявлено порядка 25 наложений с лесным фондом, решил сработать не опережение. Но это оказалось непросто и недешево: чтобы внести изменения в кадастровый план, приходится привлекать кадастровых инженеров - стоимость работ только по одному участку может достигать 15 тысяч рублей.

- Я понимаю, что, если сейчас не внести изменения и не выделить земли лесного фонда из общей площади полей, можно лишиться всего, ведь с кадастрового учета через суд снимается весь участок, - говорит Евгений Коновалов. - Поэтому в экстренном порядке делаем "работу над ошибками".

В 2009 году, когда бизнесмен начал скупать у частников сельскохозяйственные паи, никто и подумать не мог, что пахотное поле может наполовину состоять из земель лесного фонда. Многие предприниматели тогда действовали по самой простой схеме: давали объявление в газету о приобретении паев и создании нового участка. Если у надзорных органов в течение месяца не возникало вопросов, считалось, что можно землю засевать. В большинстве случаев представители бизнеса не согласовывали свои действия с лесничествами, не сверяли по координатам границы земельных участков, ведь тогда никто этого и не требовал.

- На протяжении десятилетий в земельной сфере не было порядка, - говорит Евгений Коновалов. - Это и есть основная причина нынешних проблем с межеванием, а вовсе не злой умысел предпринимателей, которые якобы хотели присвоить чужое.

комментарий

Марина Семенова, директор филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области:

- Идеальный вариант решения проблемы захвата лесных участков - межевание всех без исключения земель лесного фонда. Но оно связано со значительными бюджетными расходами. Поэтому с 2013 года в целях предотвращения вывода земель из гослесфонда при постановке на кадастровый учет земельных участков мы используем карту лесного фонда и согласуем действия с главным управлением лесами по Челябинской области. Отмечу: это прямая обязанность кадастровых инженеров при проведении межевания.