Об этом сообщила журналистам статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева в кулуарах ежегодной конференции, организованной Комитетом ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по транспорту и таможне.
Дежурным таможенникам не придется составлять акт и дожидаться подписи начальника таможенного поста. Достаточно будет протокола, чтобы люди могли оплатить выписанные штрафы либо на месте (в аэропортах - это специальные терминалы), либо через банки. Если же пассажиры-нарушители не согласны с претензиями, то порядок оформления административных дел останется прежним, уточнила Голендеева. По ее словам, законопроект с поправками в Кодекс об административных правонарушениях находится сейчас в Госдуме. Послабления ждут и юридических лиц, которые добровольно сдадутся таможне и сообщат о неумышленных искажениях сведений о товарах.
Иностранный бизнес, работающий в России, позитивно оценил эту и другие новации таможенного законодательства, о которых Татьяна Голендеева рассказала во время диалога.
Речь, например, шла о появлении в России института таможенного представителя для интернет-торговли. Сегодня, когда услугами интернет-магазинов пользуются миллионы граждан, такой профессиональный посредник, по словам Голендеевой, давно назрел. Планируется, что операторы организуют простой и понятный информационный и финансовый ресурс при оплате гражданами таможенных пошлин и платежей сверх установленных лимитов.
Кроме того, добавила Голендеева, появятся и экспортные таможенные представители. Институт таможенных представителей не новинка в российском законодательстве.
Эти специально подготовленные организации будут помогать экспортировать российские товары мелким, малым и средним фирмам, которые слабо владеют таможенными знаниями. По словам Голендеевой, для двух этих новых институтов еще предстоит разработать правила игры и регламенты. Этим сейчас занимаются в ФТС в рамках поддержки экспорта.
Еще одна новация - возникновение в России свободных складов, точечного аналога свободных экономических зон. Они будут незаменимы при привлечении инвестиций для конкретных производственных предприятий.
Если такие компании используют иностранное оборудование, комплектующие, то на этапе изготовления конечных товаров за ввоз запчастей им можно будет не платить пошлины. Все таможенные платежи и сборы будут посчитаны после производства и выпуска готовой продукции. "Это серьезный финансовый инструмент поддержки", - пояснила Голендеева. И чем больше компаний им воспользуются, тем будет лучше для инвестиционного климата в России. Кстати, в Белоруссии и Казахстане, странах - партнерах России по Евразийскому экономическому союзу, такие склады узаконены и набирают популярность.
На вопрос, заработает ли с 1 января 2016 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Голендеева ответить не колеблясь затруднилась. По ее словам, единый кодекс проходит межгосударственное согласование, которое необходимо завершить уже до конца апреля. Но уже возникло такое "огромное количество поправок, как будто до сих пор и не было никакой работы".
"Пока неясно, технические это поправки или глубинные", отметила заместитель главы Федеральной таможенной службы.