Фильм был в конкурсе Московского фестиваля, имел восторженную прессу, но жюри прошло мимо, предпочтя серьезному кино модные эпатажные опусы. Кинопрокат выпустил картину в двух-трех всеми забытых залах, собрав аж 4,9 тысячи зрителей. Приговор стандартный: "Пипл не хавает"!
Сегодня "Дубль дв@" впервые дает возможность посмотреть "Роль" всем желающим. Ее тема, выбранный авторами сюжетный ход необычны и требуют некоторых знаний из истории Серебряного века. Об этом нам рассказывает режиссер Константин Лопушанский.
Константин Лопушанский: Это особая картина в моей биографии - по драматургии, по материалу, к которому она обращается. Фильм создавался почти 25 лет. В силу разных причин: сначала сценарий запрещали, потом не могли найти денег - ну, как бывает всегда. Мысль обратиться к эпохе, столь важной для России, мучила меня давно. Мучила тайна Гражданской войны, столь кровавой и ужасной. Эти события до сих пор во многом определяют нашу жизнь, и, не поняв до конца, что было тогда, мы не до конца понимаем то, что происходит сегодня.
Для нас Серебряный век - это какие-то прекрасные бабочки, порхавшие в мире искусства и создававшие немыслимые культурные ценности. И вдруг под ними разверзлась огненная бездна - почти ад: Гражданская война. Время невероятного ожесточения и жестокости, зверств, крови. Как это все могло соединиться?
Константин Лопушанский: Много думая об этом, я обращался к судьбам выдающихся людей той эпохи. Как они прошли эту черту, что изменилось в них, и что изменило судьбу России. Ведь эти люди во многом определили ее духовный путь. Этот путь пролегал вдали от официоза - но он существовал, и мы обращались к стихам Ахматовой, Гумилева, Мандельштама, а не к стихам Демьяна Бедного...
Это было страшное время. Но в нем было несколько загадок, связанных с искусством. Художники этой эпохи стремились во всем дойти до какой-то вершины. Поэтому так часто мелькало тогда выражение - "Гений!". Было стремление создать некий абсолютный шедевр. Так было с писателями, поэтами, композиторами, актерами. Возникла, например, концепция, связанная с именем Николая Евреинова - теоретика театра, можно сказать, театрального идеолога России - человека, тогда очень популярного. Ее суть вкратце в том, что подлинное достижение для театрального актера - это сыграть чью-то судьбу в реальной жизни. Когда кулисами для тебя станут реальные события и нет никакого клюквенного сока, а есть настоящая кровь. Кто способен на столь гениальный поступок - принести свою жизнь в жертву идее роли, идее сыграть чужую судьбу?
И вот одним из таких актеров стал герой нашей картины. Назвать прототипов этого образа, привести прямые аналогии я не могу: их было много, были такие попытки и у Андрея Белого, и у Брюсова. Мы решили взять такую судьбу и через нее попытаться осмыслить время. Если писатель или художник свою эпоху познает через свое произведение, то актер тайну и трагедию эпохи может познать только через роль - вжившись в образ какого-то другого человека. И наш герой пытается войти в образ своего противника, ведущего его на расстрел. Там есть еще и загадка двойника, тайна похожести - отдельная загадка, о ней в русской литературе написано очень много.
Для меня работа над фильмом тоже была процессом познания загадок, связанных с исторической судьбой России. Судьбой, идущей через ее культуру и через переломы эпох, которые вот так мощно сотрясали нашу страну, весь наш культурный и генетический опыт. Но когда в финале герой фильма говорит, что ему открылась загадка истории русской, эти слова принадлежат только ему. Я бы не осмелился сказать, что эта загадка открылась мне. Но открыть для зрителя тропинку к этой загадке, чтобы он над ней задумался и, может быть, эту загадку открыл для себя, - вот чего я хотел добиться в своем фильме.
О фильме "Репетиции":
Картину по-настоящему приятно смотреть: наблюдать за актерами, за их удачами и неудачами в кадре. Лента представляет собой эмоциональную арт-мейнстрим конструкцию эклектичного "романтико-сатирическо-драматическо-социального" содержания, уверенной энергетики, что для современного дебюта не просто редкость, а настоящее исключение. Искреннее спасибо фестивалю "Дубль дв@" за такое радостное открытие.
Александр Савенков
Я уж думал, что такие фильмы у нас не снимают. Обычные люди в обычных жизненных обстоятельствах - но при этом столько страсти, столько необыкновенного в обыкновенном! И герои - не натужный плод фантазии сценариста, а земные, с доступными эмоциями и переживаниями. Нет фальшивых нот в игре актеров. Даже второстепенные и третьестепенные персонажи прописаны уверенно, тонко. Вроде бы совсем проходная роль директора театра, а в нем чувствуется такая глубина, что и он может стать главным героем. Можно прицепиться к сценарию - кое-где видны белые нитки. Но думаю, что авторы и сами это понимают. И о печальном: фильм снят три года назад, но на экранах не шел совсем! Это первый фильм режиссера Оксаны Карас. Не знаю, есть у нее в работе что-то еще? Снимает ли? Жаль, если нет. Талант должен работать.
Николай Андреев