Хозяин муромского дома-памятника назвал этот статус наказанием

Мало кому из современников повезло родиться и жить в доме своих предков. Такая редкая судьба выпала коренному муромлянину Алексею Беспалову, внуку знаменитого художника, академика живописи, ученика Ильи Репина Ивана Семеновича Куликова. Но вот только обитать в "доме-памятнике" по нашим временам весьма накладно.

Дом - музей

У 160-летнего одноэтажного пятистенка интересная и необычная судьба. Прадед Беспалова, хозяин и работник строительной артели Семен Логинович Куликов купил его у купца Хохлова в 1881 году. Правда, тогда это был неприметный домик на три окна.

Новый хозяин расширил его вдвое. И вскоре на улицу Полевую глядели уже шесть окон. При строительстве использовались дубовые балки, выдержанные смоляные бревна и другие "правильные" материалы. Подобный подход, по мнению Алексея Николаевича, и гарантировал дому такую сохранность и долговечность.

Здесь большую часть своей творческой жизни вплоть до скоропостижной кончины в 1941 году провел знаменитый живописец Иван Куликов. После него домом владели его жена, дети, а в 2009 году в права наследства вступил внук художника Алексей Беспалов.

Во время войны сюда подселили три семьи беженцев, которые прожили вплоть до 1956 года, когда самому Алексею был год. Только после их отъезда у семьи из пяти человек, занимавшей две небольшие комнатки в огромном доме, появилась возможность расшириться за счет кирпичной пристройки в 30 квадратных метров.

В 1947 году решением Муромского горисполкома с согласия семьи в доме был открыт мемориальный музей академика живописи И.С.Куликова, просуществовавший в его стенах до 2007 года. И теперь культурно-историческую ценность представляет только само здание.

Вдова художника Елизавета Аркадьевна Куликова была назначена директором дома-музея, его дочь, мама Алексея Татьяна Ивановна Беспалова более двадцати лет проработала здесь смотрителем. В последние годы музеем заведовал отец нынешнего хозяина, заслуженный архитектор РФ Николай Андреевич Беспалов, более сорока лет проработавший Муромским городским архитектором и возглавлявший городское отделение общества охраны памятников истории и культуры. Кстати, академик архитектуры - второй в истории этого дома. Не без его участия в 1960 году дом № 9 на улице Свердлова получил статус памятника истории и культуры государственного, а теперь федерального значения.

- Папа боролся за его включение в этот список, - уточняет Алексей Николаевич. - Когда Муром еще входил в состав Горьковской области, горьковские архитекторы разработали план развития города, по которому этот квартал должен был быть полностью снесен, наш дом в том числе…

Сдали на охрану

У Беспаловых сохранился целый сундук с кожаными тетрадками учета посетителей музея. До 1994 года здесь побывало более 200 тысяч человек.

- Посетителей было много, особенно летом, - вспоминает Алексей Беспалов. - Музей открывался в 10 утра. 20 человек были наверху, 20 - внизу, 20 ждали своей очереди в нашем саду, 20 - на улице.

Фактически полновластными распорядителями своего родового гнезда потомки Куликова стали меньше десяти лет назад. Начали с замены системы парового центрального отопления на индивидуальное газовое. А автоматическая подача тепла не по распоряжению сверху, а в зависимости от погоды позволила избавиться от сырости в подвале, особенно губительной для уникального семейного архива.

Были и другие планы по поддержанию старинного дома в порядке. Но в 2012 году Муромский городской прокурор обратился в суд с иском обязать Алексея Беспалова оформить охранное обязательство. Вскоре производство по данному делу было прекращено "в связи с добровольным исполнением требований". Под угрозой большого штрафа хозяин подписал этот документ, даже не подозревая, как он осложнит жизнь его семьи.

Ремонт в копеечку

Областная госинспекция по охране памятников обязала проводить работы по охране объекта культурного наследия, который и в архитектурном, и в инженерном отношении находится стараниями наследников в полном порядке.

Но инспекторам не понравился небольшой скол на одном из деревянных наличников и покраска фасада. И первый их визит вылился в соглашение № 70 от 25 ноября 2013 года. По представленному в нем плану ремонтно-реставрационных работ хозяину предписывалось разработать научно-проектную документацию на проведение ремонтных работ к 2015 году и провести ремонт фасадов в 2016-м. Причем особо подчеркивалось, что "приведенный перечень работ не является исчерпывающим и может быть дополнен по итогам технического обследования объекта". Ну, а в случае невыполнения предписания инспекция пригрозила крупным штрафом.

Любые работы по ремонту памятников культуры должны проводить лицензированные коммерческие фирмы

- По опыту, на покраску нашего дома требуется 100 килограммов краски под кисть, а если использовать распылитель, то и в два раза меньше, - возмущен Алексей Беспалов. - Такова реальная цена ремонта, а нам придется заплатить миллион! Это просто вымогательство!

Преувеличения здесь нет. В соответствии с законодательством, любые работы по ремонту объектов памятников культуры должны осуществляться лицензированными коммерческими фирмами, включая проект, экспертизу и производство работ, даже самых элементарных. И когда Беспаловы узнали стоимость этих услуг, то пришли в ужас.

В "Смете-калькуляции на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтных работ на объекте культурного наследия "Дом Ивана Семеновича Куликова", полученной ими от лицензированной организации, значатся 290 тысяч 235 рублей 15 копеек. А ведь к проекту еще необходима и независимая историко-культурная экспертиза от трех лицензированных экспертов. И только после этого можно начинать сами работы, опять же силами лицензированной организации.

- Миллион для нашей семьи - сумма нереальная, - продолжает Алексей Беспалов. - Когда спросил в инспекции, что нам делать, мне ответили: наша задача не советовать, а выявлять памятники и изыскивать эффективного собственника. Но даже если мы найдем деньги: продадим машину, займем, возьмем кредит в банке, на следующий год приедут проверяющие и снова что-то обнаружат.

Подошел срок сдачи проектно-сметной документации, и Алексей должен подписать кабальный договор с коммерсантами. Друзья же советуют обращаться в суд.

- Суд судит по закону, а мы с вами говорим про здравый смысл, - сомневается он. - Любой суд в моей ситуации будет проигран с вероятностью 100 процентов. Пока не изменится федеральный закон (73 ФЗ - прим. авт.), надеяться не на что.

Комментарий

Евгений Рычков, глава округа Муром:

- В Муроме более 250 памятников разного уровня. Половину из них надо лишать этого статуса. Многие попали в 1990-е годы как вновь выявленные. Принимали все скопом, надеясь, что пойдут федеральные деньги. Дворец культуры имени 1100-летия Мурома, построенный в 1961 году, в 1990-е годы стал памятником областного значения. Теперь за его ремонт платим тройные деньги.

Надо определиться, на что направлена федеральная культурная политика в сфере памятников - то ли на зарабатывание денег, то ли на охрану. Сегодня стоимость строительных работ носит заградительный характер. Оштукатурить квадратный метр обычного здания стоит 300 рублей, памятника - одну тысячу.

Это всероссийская проблема. Нужно менять систему работы с памятниками. Я сторонник того, чтобы проектные работы выполняло государство по установленным тарифам, а не частники. А сами работы должны выполняться обычными квалифицированными рабочими под надзором инспектора. Потому что не увидел особой квалификации у специалистов из лицензированных организаций.

Система не должна быть простой, ни в коем случае нельзя резко шарахаться в противоположную сторону, иначе только обострим проблему. Но нужно проработать все до деталей, чтобы выработать несколько алгоритмов действий, применительно к различным ситуациям.

В рамках нынешнего закона восстанавливать памятники экономически очень дорого. Ситуация складывается парадоксальная, так как такими суммами мы провоцируем людей на пиратские действия и уничтожение памятников, а не на сохранение.

Что касается конкретной ситуации, можем забрать Дом Куликова в муниципальную собственность, но это крайний вариант, ведь город понесет те же затраты. Закон по охране и содержанию памятников не зависит от прав собственности и предъявляет ко всем одинаковые требования.