Как дальневосточные корабелы выживают в кризис

На днях рыболовецкий флот Приморья получил новое судно - сайролов "Лучегорск" за полгода построили и спустили на воду в китайском городе Даляне. Важно, что российская компания-владелец новинки купила в КНР не только ее, но и технологии, чертежи и все данные для изготовления, после чего сможет заказывать такие же типы судов на отечественном рынке. А что сегодня уже могут предложить дальневосточные судостроители, как меняют свое производство - разбирались корреспонденты "РГ".

Суперверфь достроят к зиме

В последнее годы в Приморье строили катера, в том числе для ВМФ, буксиры и другие небольшие суденышки. Так, в 2013-м завод "Звезда" спустил на воду суда экологического обеспечения "РН Аскольд" и "РН Посьет", в марте текущего года - судно "Лотос", построенное в рамках программы РФ по сохранению ядерно-радиационной безопасности страны. "Восточная верфь" в прошлом году - сторожевой корабль "Сапфир" для погранслужбы и "Грачонок" для ТОФ, еще раньше - катамараны в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012. Находкинский судоремонтный завод сдал первый танкер ледового класса "РН Сахалин".

Сейчас все надежды на развитие отрасли в Приморском крае связаны с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта. В его рамках на "Звезде" в городе Большой Камень реализуется амбициозный проект - создается верфь крупнотоннажного судостроения.

- На верфи будут строить современные суда большого тоннажа, в том числе газовозы, плавучие буровые платформы и верхние строения добычных платформ, - рассказывал о замысле в самом начале стройки бывший вице-губернатор Приморья Сергей Сидоров.

Приступить к созданию морской техники здесь должны с января 2016-го. В начале марта этого года строительство верфи проинспектировал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. Он объяснил свое пристальное внимание уже сформированными в стране госзаказами на военное и гражданское судостроение на ближайшие годы. Они касаются ледокольного, танкерного, сухогрузного, а в перспективе - пассажирского и коммерческого флота.

- До сих пор такие суда строили в Германии, Финляндии, Южной Корее и Норвегии. Россия отправляла за рубеж огромные суммы в валюте на выполнение заказов. Теперь такой флот будут делать в Приморье, деньги останутся в нашей стране. Уже все расписано по годам, по судам, по их техническим характеристикам, - сказал зампред правительства.

По словам директора "Звезды" Юрия Фильченка, закладка первого судна - снабженца для шельфовых месторождений - состоится уже в начале следующего года.

Выплыли на сейнерах

Сложности последних месяцев не испугали корабелов Амурской области - работы у них достаточно.

В 2013 году Благовещенский судостроительный завод получил заказ от военного ведомства на гидрографические катера и суда-мишени. Два катера были спущены на воду в 2014-м и отправлены в Приморский край. Они поступили на вооружение Военно-морского флота. Их предназначение - изучение морских глубин, выставление буев. Кроме того, построены два водолазных катера и четыре мишени. В текущем году предприятие должно выпустить еще шесть судов-мишеней и один гидрограф.

Крупнотоннажные суда Россия заказывала за границей, тратя на это огромные суммы. Теперь такой флот будут строить на Дальнем Востоке

Но на заводе помнят, как трудно выходили из кризиса 2008 года, когда исчезли заказы и финансовая стабильность, а предприятие оказалось на грани банкротства.

Помогли власти региона, была разработана специальная программа по поддержке амурского кораблестроения. Предприятию выделили бюджетные средства на модернизацию производства и предоставили ряд налоговых льгот. Появились и первые заказы на строительство судов для рыболовецкого флота. После четырехлетнего перерыва Благовещенский судостроительный вновь приступил к выпуску профильной продукции, возобновив серийное производство малых рыболовных сейнеров.

- На новых судах были поставлены более мощная силовая установка, гидравлический промысловый комплекс, объединенный пульт судовождения, обновлено другое оборудование. Модернизированный сейнер по достоинству оценили дальневосточные рыбаки - все суда ушли на Сахалин и Камчатку, - вспоминает генеральный директор завода Вячеслав Попов.

Интерес к продукции Благовещенского судостроительного проявили и другие потенциальные судовладельцы, но все упиралось в цену вопроса. У рыбаков не было денег на переоборудование флота, поэтому была внедрена лизинговая система.

- На Дальнем Востоке в прибрежном рыболовстве работает 747 малотоннажных судов. В ближайшие десять лет у 150 из них, практически у каждого пятого, заканчивается срок жизни, - говорит министр экономического развития региона Марина Дедюшко. - Поэтому продукция амурских корабелов должна быть востребована.

Попали в кластер

В феврале правительство Хабаровского края утвердило программу развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения региона до 2016 года. Одни из ключевых участников кластера - Амурский и Хабаровский судостроительные заводы.

Амурский судостроительный, который полтора-два года назад чуть не закрылся, спасли гособоронзаказы. Сейчас здесь строят два корвета, а также ремонтируют дизель-электрическую подлодку "Варшавянка". Первый корабль планируют передать флоту уже в этом году. Со вторым возникли проблемы - из-за санкций не были вовремя поставлены комплектующие. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, побывавшего недавно на заводе, эти трудности были прогнозируемы.

- По всей видимости, сроки сдачи корвета будут сдвинуты. Но, я думаю, наш флот от этого не пострадает, - сказал он.

Борисов отметил, что как только первое судно приступит к государственным испытаниям, минобороны заключит контракт на вторую пару корветов.

Отремонтировать подлодку корабелы также планируют в этом году.

Исполняют они и гражданский заказ: на стапелях - надводные суда снабжения "Иван Сидоренко" и "Остап Шеремета", предназначенные для работы с плавучими полупогружными буровыми установками.

По словам губернатора Вячеслава Шпорта, краевые власти предоставили заводу налоговые льготы на время работы над важными заказами. Это позволило сэкономить 550 миллионов рублей, которые направили на техническое перевооружение производства. В дальнейшем казна региона "пожертвует" еще 360 миллионами.

- В настоящий момент стапеля загружены всего на 15-20 процентов. Необходима линейка заказов, то есть серия того или иного проекта. А пока мы строим головные суда и корабли - это более хлопотное и затратное по себестоимости дело, поскольку проектант предоставляет "сырую" проектно-конструкторскую документацию, - рассказали в пресс-службе завода.

На Хабаровском судостроительном заводе перспектив не меньше, однако производство нуждается в оптимизации.

- Необходимо убрать лишние площади, отработать технологии производства кораблей для военного комплекса и нефтегазовых государственных проектов, - посоветовал Вячеслав Шпорт.

Комментарий

Юрий Трутнев, вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО:

- Судостроение для Дальнего Востока очень важная отрасль. В целом ряде субъектов расположены крупные судостроительные предприятия - в Амурской области, Хабаровском крае, Приморье. Их объединяет одно - тяжелое экономическое состояние. У всех есть проблемы с экономикой, модернизацией, выпуском конкурентной продукции. При этом у нас существует много разных организаций, которые отвечают за этот процесс: министерство промышленности, Объединенная судостроительная корпорация, существуют программы, выделяются деньги. Но с результатами плоховато. К перечню парадоксов можно отнести и то, что другие отрасли промышленности нуждаются в судах. Есть большие потребности в них у нефтяников, газовиков, у российской армии, рыбаков.