09.04.2015 10:47
    Поделиться

    Сможет ли Крым обеспечить себя стройматериалами

    Прекращение поставок стройматериалов с Украины и сложности с их транспортировкой из России через Керченскую переправу открыли перед местными производителями новые перспективы. Уже сегодня очевидно, что запускаемые масштабные инфраструктурные проекты испытывают дефицит стройматериалов. Поэтому к этой рыночной нише уже начали присматриваться инвесторы - одна из компаний заявила о намерении построить в Керчи цементный завод за один миллиард рублей.

    Сырье под ногами

    По информации министерства строительства и архитектуры РК, крымская промышленность стройматериалов ориентирована на производство цемента, железобетонных изделий, стеновых панелей, строительного кирпича и извести, бутового камня и щебня. В этой сфере работают 42 предприятия. Полуостров располагает сырьем: это пильный известняк, цементное сырье, мел, гипс, глина, песчаники, стекольные пески. Всего насчитывается 157 месторождений.

    Однако, несмотря на внушительные сырьевые запасы, полуостров не в состоянии обеспечить себя стройматериалами, поэтому они завозились с Украины.

    Крупнейший производитель цемента на полуострове - бахчисарайский комбинат "Стройиндустрия", производит более 500 тысяч тонн цемента в год, это покрывает половину объема потребляемого в республике.

    В 2009 году украинская промышленно-финансовая группа начала строительство цементного завода "Альтком" в Керчи мощностью 3,6 миллиона тонн цемента в год. Первую очередь завода планировали запустить в конце 2014 года. Однако реализация этого проекта приостановлена.

    Но уже в ближайшее время ситуация с цементом может улучшиться. Некая компания, о которой лишь известно, что она работает на территории республики и имеет сеть банковских учреждений, готова вложить один миллиард рублей в строительство цементного завода под Керчью на базе ГУП "Камыш-Бурунская производственная компания". Завод будет производить 360 тысяч тонн продукции в год. Реализация этого проекта позволит создать 500 рабочих мест и поспособствует снижению дефицита цемента в республике.

    Ведущим производителем железобетонных изделий в РК было ПАО "Крымжелезобетон", принадлежащее народному депутату Украины Андрею Сенченко. Предприятие выпускало 86 тысяч кубов железобетона в год, 300 тысяч кубов товарного бетона и 300 тысяч кубов товарного раствора в год. В 2013 году за долги на имущество компании был наложен арест. А в этом году Госсовет РК принял решение о его национализации. О планах возрождения "Крымжелезобетона" корреспонденту "РГ" узнать не удалось: в приемной сообщили, что на предприятии идет смена руководства и оно временно не работает.

    Собрать камни

    В Крыму также производят щебень различных фракций, песок, отсев каменный, камень бутовый. Несколько крымских предприятий (карьер "Мраморный", карьер "Старокрымский", карьер "Агармыш") выпускают щебень из мраморовидного известняка, применяемый как крупный заполнитель для бетонов и в дорожном строительстве.

    Свежих данных по добыче щебня и песка в Крыму за 2014 год еще нет. По информации минстроя, объем добытого щебня на территории РК за 2013 год составил 1,5 миллиона метров кубических при проектной мощности 1,7 миллиона. При этом в 2013 году было дополнительно завезено в Крым 88,1 тысячи кубометров щебня.

    Есть на полуострове местный карьерный песок, но он с примесью глины и, по словам застройщиков, подходит не для всех работ. Это же касается и морского песка. Чистый строительный песок на полуостров завозили из Херсонской, Николаевской, Запорожской областей.

    В 2013 году в Крыму добыто 47,9 тысячи кубометров песка при проектной мощности 160 тысяч. Учитывая эти скромные объемы добычи, с Украины в Крым завезли еще 146,9 тысяч кубов песка.

    Камень известняковый поставляется на рынок строительных материалов предприятиями Сакского, Раздольненского, Первомайского, Бахчисарайского, Белогорского районов.

    Своих пиломатериалов в Крыму нет, поэтому лес доставлялся на полуостров исключительно с Украины.

    Отдыхать или строить

    Крымские и севастопольские производители стройматериалов столкнулись сразу с несколькими проблемами из-за железнодорожной блокады полуострова.

    - В связи с остановкой в декабре 2014 года железнодорожного сообщения и отсутствием нормального транспортного сообщения с материковой частью России предприятие оказалось замкнутым на внутренний рынок Крыма. При этом мы понимаем, что наши потребители в Крыму также испытывают сложности в хозяйственной деятельности, что приводит к перебоям при оплате отгруженной продукции, - говорит пресс-секретарь АО "Балаклавское рудоуправление" (производство щебня, бутового камня, песчаного материала) Олег Левандовский.

    Второй сложный в экономическом плане для предприятия вопрос - выплаты по налогу на землю, которые выросли практически в несколько раз, даже по сравнению с аналогичными выплатами для предприятий на территории материковой части России.

    - Для развития строительного производства и рынка стройматериалов в Крыму нужна четкая программа государства и ее выполнение на всех уровнях, создание равных условий, плюс финансирование крупных инфраструктурных объектов Крыма. Крымский регион имеет большие перспективы курортного и жилого строительства, дорог и технопарков, - считает Олег Левандовский.

    Министерство строительства и архитектуры Крыма утвердило программу развития строительной отрасли в РК на 2015-2017 годы. Этот документ содержит и подпрограмму развития промышленности строительных материалов, в которой не прописано никаких конкретных мероприятий.

    Стоит отметить, что сами застройщики скептически относятся к идее превращения Крыма в регион с высокотехнологичным производством стройматериалов.

    - Большинство крымских строительных компаний в жилищном строительстве не используют местный песок и цемент, все это привозное. В Крыму есть речной и морской песок, но для его применения необходимы другие технологии. Есть дефицит газобетона, но его здесь не могут производить из-за отсутствия сырья подходящего качества. Скорее всего, Крым как был импортером всех стройматериалов, так и им и останется, - говорит представитель симферопольской строительной компании.

    Экологи считают, что полуострову не стоит делать ставку на промышленность, поскольку основная его направленность - рекреация и туризм.

    - Надо развивать те карьеры, которые уже есть на полуострове, и решить вопрос с рекультивацией заброшенных. Крыму не нужны новые крупные предприятия, производящие стройматериалы и загрязняющие окружающую среду, - считает член правления крымской республиканской ассоциации "Экология и мир" Андрей Артов. - Главное - развитие рекреационного комплекса и охрана окружающей среды.

    Мнение

    Владимир Дябин, экономический эксперт:

    - В Крыму нет альтернативы, кроме открытия своих производств, причем не только строительных материалов. Но есть один нюанс. Производства нужны небольшие, то есть из разряда малого и среднего бизнеса. Потому что рынок Крыма очень мал для строительства крупных производств, ориентированных только на местный уровень. Рынок стройматериалов в Крыму будет однозначно расширятся, поскольку запланирована масштабная реконструкция и модернизация инфраструктуры и социальной сферы. И это предполагает достаточно большие государственные инвестиции. Поэтому строительная отрасль в любом случае будет перспективна в ближайшем будущем. Курортный Крым, на мой взгляд, должен настраиваться на развитие промышленности и сельского хозяйства.

    Поделиться