Новости

09.04.2015 15:06
Рубрика: Культура

Сомнительные шедевры

Почему в Новосибирске появляются памятники, не радующие горожан
Специалисты и горожане отмечают: на улицах и площадях Новосибирска с каждым годом становится все больше скульптур и памятников, но немалая их часть едва ли украшает город, скорее, наоборот. Проблемы с художественным вкусом при оформлении городского пространства корреспондент "РГ" обсудил с членом недавно созданного художественного совета Новосибирска, председателем некоммерческого фонда "Сибирский вернисаж" Анной Наволоцкой.

Анна Валерьевна, на художественном совете вы раскритиковали городские власти за отсутствие вкуса и назвали три памятника, которые, по вашему мнению, портят облик города - "Колбаса" на Затулинском жилмассиве, "Деловая женщина" на улице Мичурина и композиция "Сибирские просторы" (герб Новосибирской области) возле Дома Ленина. Почему именно эти три?

Анна Наволоцкая: Дело в том, что еще в 2013 году общественный совет при министерстве культуры Новосибирской области проводил независимую оценку городской скульптуры, различных декоративных произведений, которые по идее должны украшать пространство. Результатом этой работы стал обширный отчет, который мы тогда направили в региональное правительство, и он содержал массу критических замечаний и конструктивные предложения. Прошло около двух лет, но даже если документ кем-то изучался, то никаких шагов в соответствии с ним не предпринято. Именно об этом я говорила на художественном совете (благо, такая площадка теперь появилась, хотя пока это совещательный орган). И речь шла не о трех памятниках (они упомянуты лишь как пример), а о системном нарушении всех норм и правил установки мемориальной и жанровой скульптуры в городе.

Есть элементарные правила. Скульптурой или озеленением должны заниматься профессионалы (архитекторы, скульпторы, дизайнеры), а не коммунальные службы: нельзя к столбу приварить тазики, посадить в них цветы и считать это украшением города. Или такой пример: представители власти открывают памятники, установленные при их непосредственном участии, при финансировании из бюджета. А как у нас? Помните, первые лица области и города к 200-летию Бородинской битвы с помпой открыли бюст Кутузову? На самом деле это не настоящий памятник, а тиражный бюст - такие штампуются в городе Кропоткине Краснодарского края и бесплатно рассылаются по всей России. Только вот предназначаются они не для площадей и улиц, а для школ, колледжей, воинских частей. Точно такие же серийные "Кутузовы" стоят, например, в подмосковном селе Рогово, на территории волгоградского кадетского корпуса и даже у нас, в новосибирской гвардейской ракетной дивизии.

И если так хотелось продемонстрировать уважение к героям Отечественной войны 1812 года, то зачем было задвигать Михаила Илларионовича за рекламные щиты у Дома офицеров? Я его, честно скажу, не сразу нашла. И это не единственный пример. Скажем, памятник святым Петру и Февронии: точно такие же композиции стоят еще в тринадцати городах России. Памятник - это произведение искусства, акт преклонения перед предками, героями. А если скульптуры массовые, благоговение, согласитесь, пропадает.

Но на то, чтобы создать уникальный памятник, нужны немалые средства. За счет бюджета всех в камне не увековечишь.

Анна Наволоцкая: И не надо. У нас и так перебор скульптур различного качества, необязательно ставить их на каждом шагу. Посмотрите на бюсты трех наших замечательных классиков: Достоевский, Гоголь и Крылов украшают пересечения Красного проспекта с улицами, названными их именами. Идея отличная, воплощение, считаю, достойное. Но само окружение не соответствует грандиозности оставленного ими литературного наследия. Над писателями высятся рекламные конструкции, и в темное время щиты освещены, а бюсты - нет.

А что касается средств, то вспоминается еще одна показательная история. В 2013 году ко Дню города из бюджета были выделены немалые деньги, около двенадцати миллионов рублей, в основном - на обустройство дворовой аллеи в районе Березовой рощи. В итоге что мы имеем? Длинный ряд цветочных горшков, которые почти круглый год в сибирском климате стоят пустыми, закрытый крышкой фонтан и венчающая эту "красоту" скульптура Лигра как нового символа города. Она выполнена из серого мрамора, и благородное животное напоминает мышь из мультфильма. Усиливает сходство и выкрашенные яркими красками глаза, нос и рот зверя. Городской китч, к сожалению, стал тенденцией для Новосибирска, и это неизбежно, если аллеи и парки обустраивают на свой вкус работники ЖКХ. Честь им и хвала за их ежедневный труд, но каждый должен заниматься своим делом.

Соболей "Сибирских просторов" вы тоже относите к китчу?

Анна Наволоцкая: Конечно. На гербе они смотрятся привычно, но когда видишь четверку черных зверей в полтора-два человеческих роста с высунутыми красными языками, на ум приходят не самые приятные образы. Фигуры стоят вкруг, словно совершают какой-то обряд, а в их лапах - горизонтальная плоскость, что вообще не соответствует канонам скульптурной архитектоники. Мало того, что сами соболя получились несколько демоническими, так еще и расположены они напротив знаменитой часовни Николая Чудотворца - это, опять же, к вопросу о месте расположения памятника.

А чем не угодила общественной комиссии "Деловая женщина"?

Анна Наволоцкая: Контактная скульптура, которую можно рассмотреть вблизи, - само по себе неплохо. Но она должна либо нести в себе долю юмора, как, например, наш памятник первому светофору, либо воплощать какой-то образ, быть не слишком конкретной. В этом смысле мне очень нравятся жестяные фигуры на улице Богдана Хмельницкого. По сути, это инициатива одного человека, жителя Калининского района Геннадия Арбатского, и приятно, когда люди начинают украшать свою улицу, свой город. Значит, они относятся к нему как к своему дому, а такое отношение к родным дворам и уголкам Новосибирска у людей появилось где-то с середины 1990-х годов. Но не стоит засорять улицы фигурами, которые только занимают место под рекламную плашку компании, заказавшей скульптуру. Сейчас никто не контролирует рост популяции золоченых львов, бетонных орлов и бронзовых секретарш.

Ключевой вопрос

Каким образом можно противостоять нашествию китча?

Анна Наволоцкая: Считаю, необходимо поставить на учет все декоративные и жанровые композиции, как и настоящие памятники. Нужно разрабатывать стандарты, проводить открытые конкурсы на эскизный проект. Словом, принимать меры, пока город не превратился в один сплошной памятник безвкусице.

Культура Арт Музеи и памятники