Новости

09.04.2015 12:05
Рубрика: Экономика

"Обретайте статус пассажира заранее"

За билеты, купленные в электричках, придется доплатить
В редакцию "Российской газеты" стали поступать звонки от жителей Ленобласти, жалующихся на то, что в электричках ввели "какие-то непонятные штрафы". Особенно возмущаются пожилые люди.

- Я федеральный льготник - обладатель статуса "бывший малолетний узник фашизма", то есть имею право на бесплатный проезд, - рассказывает Александр Волостнов из поселка Рощино Выборгского района. - Проблем в этом плане у меня никогда не было - просто садился в электричку, предъявлял документы кондуктору, и он выдавал мне билет. Но недавно мне объявили, что я обязан получать свой льготный билет в кассе, а не в вагоне, и оштрафовали на 63 рубля. Обидно...

В Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) объясняют: это не штраф, а сбор, регламентированный приказом министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 года (то есть теоретически ввести сбор могли еще год назад). И касается он абсолютно всех пассажиров. Старики и льготники - не исключение.

- Законодательство обязывает оформить билет и тем самым обрести статус пассажира до совершения поездки, - подчеркивает генеральный директор

СЗППК Антон Оленцевич. - Со всех граждан, совершающих поездку без билетов, приобретенных в кассе, взимается сбор за их оформление непосредственно в поезде - 63 рубля.

Но это касается только тех, кто сел в электричку на станции, где есть касса, уточняют железнодорожники. С пассажиров, которым негде было купить билет (а таких платформ в Ленобласти немало), дополнительные деньги кондуктор брать не должен.

"Оформить билет мне не трудно, но очень сложно дойти до кассы"

- Все бы ничего, но как быть, если, например, электричка прибывает во время двухчасового обеденного перерыва у кассира? - спрашивают жители Ленобласти. - Или если кассы расположены неудобно для стариков и инвалидов.

- Оформить билет мне не трудно, раз такие правила, но очень и очень сложно дойти до кассы, - продолжает Александр Волостнов. - Мне 81 год, после перенесенного инфаркта я хожу с кардиостимулятором. А чтобы попасть к кассам на нашей станции, надо перебраться по наземному переходу над путями, преодолев множество ступеней сначала в одну сторону, потом в другую. Для меня это настоящий подвиг. И для многих моих сверстников тоже. В то же время если его не совершать, нас раз за разом будут наказывать рублем.

В региональном комитете по тарифам и ценовой политике еще в январе усомнились в правомерности введения "вагонного сбора" (к слову, с начала года до 11 февраля он составлял 100 рублей) и направили соответствующие обращения в Северо-Западную транспортную прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу. В прокуратуре согласились с тем, что нововведение нарушает права пассажиров: "Процедура оформления проездного документа человеку, севшему в электричку на станции, оборудованной билетной кассой, не отличима от аналогичной процедуры при посадке пассажира на платформе, не имеющей кассы. Оформляя билет, перевозчик не несет никаких дополнительных затрат, тем более что оплата работы разъездных кассиров-контролеров уже включена в тариф на проезд. Кроме того, сбор не учитывает интересы социально незащищенных групп населения". Руководству СЗППК было внесено представление, но в компании его отклонили, сославшись на действующие "Правила перевозок пассажиров".

Сотрудники прокуратуры и антимонопольщики продолжают разбираться в ситуации.

Как быть тем временем старикам и инвалидам? На этот вопрос не могут дать ответ ни железнодорожники, ни чиновники профильных комитетов. Разве что оформлять билет заранее, когда будут время и силы не спеша добраться до кассы. Федеральным и региональным льготникам закон позволяет сделать это в течение семи дней до поездки.

Справка "РГ"

38 тысяч федеральных и 40 тысяч региональных льготников живут в Ленинградской области.

Экономика Транспорт Железные дороги Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Ленинградская область