Сергей Григорьевич, откуда у вас в молодости появилась тяга к охране общественного порядка?
Сергей Васильев: Почему я в свое время стал сотрудником милиции? Да никакой тяги не было. После армии остался в Челябинске и работал на трубопрокатном заводе. Но тут сверху провозгласили лозунг: "Лучшие рабочие кадры - на укрепление милиции!" Меня вызвали в райком партии и сделали предложение, которое я принял, поскольку были планы учиться на юриста. Работал опером в угрозыске.
Как вы из сотрудника милиции превратились в фоторепортера?
Сергей Васильев: Опять партия помогла. Меня вызвали - на этот раз в обком. Видимо, там прознали о моем хобби - увлечении фотографией. Я хоть и работал в милиции, но некоторые снимки отдавал в газеты. И их публиковали - в местных изданиях, в "Известиях". На этот раз мне сказали, что есть новое партийное поручение: создается газета "Вечерний Челябинск", и туда срочно нужны кадры. И в 1968 году я стал фоторепортером "Вечерки". Где и проработал почти полвека.
Не думали поехать в Москву?
Сергей Васильев: Когда я был еще холостой, меня приметила газета "Советская Россия". Там к кадровому вопросу подошли серьезно, мне сказали, что нашли для меня не только работу, но и невесту. Звали в штат "Известий". Никуда не поехал, остался в Челябинске.
Насколько мне известно, вам все-таки довелось поработать в столице.
Сергей Васильев: Да, правительство Москвы издавало праздничный альбом по случаю 850-летия города, в котором должны были быть и мои снимки. На юбилее встречаю известного фотографа из АПН Владимира Вяткина. Когда он узнал, что я прибыл в столицу по приглашению московского правительства, то был крайне удивлен: "Надо же, мы тут без работы сидим, а тебя выписывают из Челябинска!" Звал меня к себе работать личным фотографом и Виктор Черномырдин. Сначала в Москву, а позже, когда он стал послом на Украине, мне его люди звонили из Киева. Но я так и не решился уехать.
Может, поделитесь секретом, как стать известным фотографом?
Сергей Васильев: Есть по этому поводу замечательная фраза: "Смотрят все - видят немногие". Вот мы все ходим по улицам и вроде бы перед нами одна и та же картина. Но кто-то способен поймать в объектив любопытный эпизод, интересного человека, а кто-то - нет. Первое и главное качество талантливого фотографа - умение видеть. Кроме того, мало просто фиксировать момент, надо обязательно все увиденное пропускать через себя. Еще, пожалуй, важно умение выйти за рамки привычных представлений и взглядов.
Вот я бы, к примеру, никогда не получил "Золотой глаз", если бы ограничился дежурным газетным снимком по случаю открытия городского роддома. А я напросился на еще одну съемку - специально чтобы сделать серию "Рождение человека". Она и стала всемирно известной, получив потом главную награду в 1978 году на World Press Photo в Амстердаме.
Говорят, вас тогда не пустили на церемонию награждения в Голландию.
Сергей Васильев: Да, был такой эпизод. "Зачем тебе, советскому человеку, ехать в эту Голландию? - сказали мне тогда в челябинском обкоме партии. - Там же сплошная наркомания и проституция. Если хочешь, поезжай-ка лучше по нашему "Золотому кольцу". Статуэтку "Золотой глаз" мне вручили потом на Всесоюзном фотофестивале, проходившем в Челябинске. В Голландию я все-таки попал через много лет, в 2013 году. Там как раз проходила выставка фотографий лауреатов World Press Photo. Меня узнали, провели без очереди и без билета. И я там увидел свои работы.
А писать не пробовали?
Сергей Васильев: В свое время я сочинял тексты для своих фоторепортажей. Но похвастаться, что это были литературные шедевры, не могу. Дело в том, что, когда беру в руки фотоаппарат, то полностью сосредоточиваюсь на съемке и ничего не слышу. Единицы людей в мире могут одинаково талантливо фотографировать и писать. Из наших я знал только двоих - Юрия Роста и Василия Пескова.
Как вы отдыхаете?
Сергей Васильев: Как правило, это тихое место на берегу реки, в саду. Могу выпить чаю или пива, сходить в баню. В Турцию не езжу - не люблю жару и шумную толпу. В прошлом году удалось съездить в санаторий в Карловы Вары.
Фотоаппарат на отдых берете?
Сергей Васильев: Беру! Вдруг пропущу классный кадр.
Вы с удовольствием путешествуете?
Сергей Васильев: За интересными кадрами готов ехать и лететь хоть на край света. Только ненадолго. Максимум на недельку. Потом устаю, начинаю скучать по дому. Очень люблю Европу, почти всю ее проехал, были выставки во многих странах. В Америке ни разу не был. Но как-то и не тянет.
Никогда не мечтали стать богатым, иметь престижный автомобиль?
Сергей Васильев: Престижный автомобиль у меня уже был. В 1974 году выписал через обком партии "Жигули" 3-й модели - по тем временам машина была виповской. А все остальное мне не нужно.
В Челябинске была идея поставить вам памятник.
Сергей Васильев: Я знаю, что есть решение городской Думы. Больше того, был проведен конкурс среди архитекторов - победил проект некой крутящейся платформы, на которой я должен был "выглядывать" из-за большой фоторамки. Насколько мне известно, эту скульптуру планируют разместить на набережной реки Миасс. Но, видимо, пока не до меня.
Сергей Васильев родился в 1936 году в Чувашии. С 1955 года живет в Челябинске. Работал на челябинском трубопрокатном заводе, в уголовном розыске. С 1968 года по 2013 год - фотокорреспондент газеты "Вечерний Челябинск".
Четырежды - в 1978, 1980, 1982 и 1983 годах - становился обладателем главного приза всемирного фотографического конкурса World Press Photo "Золотой глаз". Автор 30 персональных выставок в европейских странах, участник 100 международных коллективных выставок в Европе, странах Азии, Америки и Австралии. В 2003 году завоевал приз "Золотой глаз России".
Почетный гражданин Челябинска.