У православных начинается Светлое Христово Воскресенье - Пасха

У православных начинается Светлое Христово Воскресенье, Пасха - главный праздник христиан, или, как еще говорят, чтобы подчеркнуть значимость этого дня, "Праздник Праздников". Только вот длится Пасха не один день, а сорок: событие, которое мы отмечаем на Пасху так значительно, что Церковь отводит нам на осознание его такой продолжительный отрезок времени (сорок - число сакральное). Отдание Пасхи, то есть окончание ее празднования, в этом году приходится на 20 мая. И до этого момента, то есть до 20 мая, верующие будут здороваться друг с другом словами пасхального приветствия: "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе!". Но и это еще не все.

Праздник Воскресения Христова, начинаясь торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье, плавно перетекает в Светлую седмицу - первую неделю после Пасхи (13 - 18 апреля). Вся Светлая неделя - как один день Светлой Пасхи, даже богослужения Светлой недели похожи на богослужения самой Пасхи, они так же торжественны, и если вы не сумели выбраться в храм в сам день Воскресения Христова, приходите туда в Светлую неделю. Эти первые восемь дней Пасхального торжества являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где "времени уже не будет". Церковные праздники тем и отличаются от праздников, установленных в память о событиях из жизни людей, что они становятся своего рода порталами в вечность, мостами, соединяющими наш мир с миром горним.

Ну а начинается Светлый праздник ночью в Великую субботу (обычно в полдвенадцатого). К этому времени мы уже освятили куличи, творожные пасхи, яйца, мясное, освятили - то есть взяли благословение на их вкушение (после окончания службы). Мы уже отмыли дома, приготовили праздничные столы. Многие заранее исповедовались, чтобы на Пасху причаститься. Уже произошло сошествие благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Возгорание благодатного огня - одно из чудес Пасхи. Происходит оно без явных усилий людей, а только по молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. У благодатного огня необычные свойства: первое время, от какой бы свечи и лампадки его не зажгли, он не обжигает, верующие в буквальном смысле им умываются, поначалу он даже не опаляет волос. Снисхождение благодатного огня - одно из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире, особенное знамение того, что Воскресение Христа произошло, и Он победил смерть. К началу Пасхального богослужения благодатный огонь уже доставляют в наши храмы - самолетами, автомобилями…

И вот все готово. Начинается праздничное Пасхальное богослужение. Плащаницу, которая три дня находилась в центре храма, символизируя трехдневное пребывание Христа во гробе, уносят в алтарь, в храме гасят свет, только в руках верующих горят свечки - мы почти физически ощущаем мрак и ужас палестинской ночи, когда Иисус лежал во гробе, и еще никто не знал, чем это кончится. Постепенно загорается свет, звучит песнопение: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…" Царские врата открываются и из алтаря выходит процессия, впереди крестного хода несут фонарь, следом икону Божией Матери, церковные знамена, Евангелие, икону "Воскресения Христова". Пасхальный крестный ход напоминает нам о шествии жен-мироносиц, направляющихся к Гробу Христа. Обойдя храм и подойдя к главному ходу, процессия останавливается, и настоятель (главный священник этой церкви) провозглашает: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице!" "Христос воскресе из мертвых!.." - запевают священнослужители и все молящиеся. Врата храма отверзаются, и мы входим в храм - как во Гроб Господень. Потрясающий момент для всех участников крестного хода: храм залит светом и хор поет, напоминая нам о том, что "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Начинается пасхальная утреня, которая переходит в Литургию.

Перед самым началом Божественное Литургии в церквях торжественно читается знаменитое "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста". Это "Слово" несет в себе глубочайший богословский смысл. Но даже не имея специальной подготовки, его нетрудно понять. Одно замечание: верующие здесь сравниваются с работниками, пришедшими в виноградник. Есть "работники первого часа" - пришедшие ко Христу раньше других, "работники третьего часа" - те, кто встретил Его позже, а значит, и преуспел на этой ниве меньше, "работники шестого часа, девятого" и, наконец, "работники часа одиннадцатого", - те, кто обрел Христа едва ли не в последний миг. Но все-таки обрел. Так вот, "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста" читаемое в храмах, несет нам с одной стороны радостную, а с другой стороны, казалось бы, несправедливую, весть!

"Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим добрым и светлым торжеством. Кто благоразумен, да войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, да воспримет сегодня награду. Кто от первого часа делал, да получит сегодня долг. Кто к третьему часу пришел, благодаря, да празднует. Кто в шестом часе достиг, ни в чем да не усомнится, ибо ни насколько не будет удален. Кто лишился и девятого часа, да приступит, ни в чем не сомневаясь и не боясь. Кто только достиг в одиннадцатый час, да не устрашится замедления, любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого, упокоивает в одиннадцатый час пришедшего, так же, как делавшего от первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и одному дает, и другому дарствует, и дела приемлет, и намерения целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Потому-то все войдите в радость Господа своего... Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь... Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто же да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть..."
То есть Христова Любовь - жертвенная, действенная - уравнивает нас всех! Она выше земных представлений о справедливости.

Но что значит: "Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть..."? Что нам за дело до того, что Христос Воскрес? Как это нас касается? За неделю до Великой субботы Церковь вспоминает событие воскрешения четырехдневного Лазаря. Это воскрешение было свидетельством силы Божьей, но ведь все равно речь идет о восстановлении физического тела, своего рода реанимации. И хотя предания Церкви свидетельствуют о том, что "четырехдневный" Лазарь по воскрешении своем оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, где и скончался, но мы, говоря о воскрешении, имеем в виду только земную жизнь человека. А Воскресение - это наследование жизни вечной, неслучайно в Пасхальном тропаре поется: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Речь идет о жизни вечной, а это путь, который Христос даровал нам. И если мы принимаем Пасху только как традицию, если мы участвуем только во внешней стороне этого величайшего события, то мы уподобляемся той толпе, которая возглашала Христу: "Осанна!" в день Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье. Но если мы способны сопереживать Его страданиям, если мы внутренне вместе с Ним проходим Страстную седмицу, путь на Голгофу, то мы уже начинаем жить со Христом, и наша жизнь меняется. Вспомним еще, что во время Тайной Вечери Иисус установил Таинство Причастия, и с этим Таинством связано наше упование на жизнь вечную. "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день". Фактически нам дано "лекарство бессмертия". Верующие стараются причаститься именно во время Божественной Литургии в праздник Пасхи, но принять Таинство можно в любой день, когда служится Божественная Литургия (конечно, при условии, что ты подготовил себя к этому).

В Светлую Пасхальную ночь, ночь с субботы на воскресенье, в мире свершается некий дивный перелом: Христос побеждает смерть и торжествует над нею. И не только в Храме Христа Спасителя в Москве, где служит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, но и по всем храмам Русской Православной Церкви звучит: "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе!"