Законопроект вводит ряд основных понятий - в частности, кредитный рейтинг, кредитоспособность, национальная рейтинговая шкала, рейтинговый аналитик, группа рейтинговых агентств. Также определяется порядок аккредитации рейтинговых агентств. Согласно документу, российские юрлица и иностранные компании, имеющие в России обособленные подразделения, к моменту подачи заявления на аккредитацию должны осуществлять рейтинговую деятельность в нашей стране в течение как минимум двух лет. Кроме того, уточняется, что иностранные юрлица могут быть аккредитованы на срок не более двух лет (после этого они должны снова подавать заявление об аккредитации).
Неаккредитованным рейтинговым агентствам работать в России не запрещается. Но в ссылках на кредитные рейтинги в законодательстве могут использоваться только рейтинги, присвоенные аккредитованными рейтинговыми агентствами. Они могут применять как национальную рейтинговую шкалу, так и международную.
Дискуссия о том, что России надо больше опираться на рейтинги собственных агентств и меньше ориентироваться на международную "большую тройку", ведется давно. С новой силой она возобновилась после того, как в начале этого года Fitch, Moody s и Standard & Poor s понизили рейтинги России (в том числе до спекулятивного уровня). На прошлой неделе глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор думает о том, чтобы постепенно отказаться от использования международных рейтингов и базироваться на оценках российских агентств, развивать индустрию собственных рейтингов. Сейчас ЦБ вводит требования по наличию рейтингов российских рейтинговых агентств для банков.
"Мы положительно оцениваем законопроект о рейтинговых агентствах, - отметил заместитель генерального директора Национального рейтингового агентства Алексей Венчаков. - Он очень важен для рынка - по нормам регулирования он должен приблизить российскую рейтинговую отрасль к европейским. Важно, чтобы отрасль, которая уже была сформирована в России, вышла на новый уровень регулирования и контроля качества. Все рейтинговые агентства принимали активное участие в разработке закона. ЦБ, участники проекта и все эксперты, которые его разрабатывали, активно привлекали нас к обсуждению - мы давали свои рекомендации и высказывали свое мнение". Большая часть предложений была учтена регулятором перед отправкой проекта в Думу, сказал Венчаков.
"В текущем виде документ достаточно хороший, была проделана большая работа, мы в ней тоже участвовали, - рассказал управляющий директор рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА") Павел Самиев. - Доработка нужна, но не радикальная, она связана, прежде всего, с уточнением целого ряда терминов, потому что основы рейтинговой деятельности впервые сформулированы в российском праве. Также требуют некоторого уточнения или корректировки сами требования к рейтинговым агентствам, сейчас они сформулированы недостаточно четко. Третий момент - необходимо прописать в документе условия деятельности иностранных рейтинговых агентств в России. В целом по этому вопросу сложилась консолидированная позиция и участников рынка, и депутатов, и ЦБ. Она заключается в том, что такие агентства должны работать через свои дочерние структуры, а не через представительства. Это предполагает большую регулятивную нагрузку, но это правильно, и этот момент надо отразить в законопроекте". Кроме того, добавил эксперт, необходимо увязать нормы законопроекта с Гражданским кодексом (в частности, связанность сторон, конфликт интересов, аффилированность и т.д.). "В целом, можно заключить, что создана правильная регулятивная среда для рейтингов, сопоставимая с международными принципами. Крайне важно, чтобы наше законодательство не противоречило принципам ESMA (European Securities and Markets Authority, регулятор европейских финансовых рынков), и в итоге мы пришли к синхронизации", - подчеркнул Самиев.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации "Россия" Анатолий Аксаков отметил, что при подготовке ко второму чтению требуется доработка документа. В частности, необходимо раскрыть понятие "эквивалентность правового регулирования иностранного государства", так как оно отсутствует в российском законодательстве. Также нужно установить механизм признания правового регулирования деятельности рейтинговых агентств иностранного государства эквивалентным требованиям этого законопроекта. По словам Аксакова, при подготовке ко второму чтению следует уделить особое внимание процедурам выявления, управления и предотвращения возникновения конфликтов интересов, для чего следует предусмотреть более четкую дифференциацию функций, полномочий и компетенцию как органов управления рейтинговых агентств и структурных подразделений, так и лиц, осуществляющих в агентстве трудовую деятельность, а также необходимость полного и своевременного публичного раскрытия информации об их деятельности.