13.04.2015 20:00
    Поделиться

    Санатор продолжил разгребать завалы в Мособлбанке

    Санатор продолжает разгребать завалы в Мособлбанке
    Банк России продолжает зачищать финансовое поле страны от банковских структур, не способных выполнять свои функции и обязательства. Не проходит и недели, чтобы лицензии не потеряли недобросовестные банки. В случае с крупными игроками ЦБ предпочитает проводить санацию прогоревшего банка. Об уроках и опыте такой процедуры рассказывает председатель совета директоров СМП Банка Артем Оболенский.

    С начала санации Мособлбанка структурами СМП Банка прошел почти год. Какие из списка проблем оказались для санатора основными, а какие неразрешимыми?

    Артем Оболенский: Санация продолжается в штатном режиме. В полном объеме выполняются все обязательства перед вкладчиками и клиентами банка. Проведенная в самом начале санации огромная работа по сокращению филиальной сети банка из-за больших экономически неоправданных затрат на ее содержание (были сокращены в первую очередь не окупающие себя отделения) вызвала, к сожалению, определенный отток вкладчиков. Однако к настоящему времени ситуация полностью стабилизировалась. Сейчас Мособлбанк открывает новые вклады, активно работает с населением. Если бы в свое время не была проведена оптимизация, то никакого санационного кредита не хватило бы даже на покрытие всех издержек. Этоколько же надо ежемесячно зарабатывать банку, чтобы содержать сеть из 600 отделений?

    Политика предыдущих акционеров банка на необдуманное и массовое привлечение вкладчиков, инвестирование в открытие новых отделений в расчете на замещение потраченных средств новыми вкладами в который раз себя не оправдала. Более того, такая политика привела к построению обыкновенной "банковской финансовой пирамиды". Только вмешательство ЦБ и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) спасло Мособлбанк от окончательного разорения. В настоящее время активно ведется работа по расширению клиентской базы, привлечению корпоративных клиентов, а их появление однозначно повысит репутацию кредитной организации, будет способствовать привлечению новых вкладов. Это положительно скажется на доходности банка и его финансовой устойчивости.

    С чем, по-вашему, связана задержка подготовки плана финансового оздоровления Мособлбанка?

    Артем Оболенский: Все просто. При проведении аудита были выявлены разночтения между заявленным объемом вкладов, проблемной задолженности и той, что была выявлена в ходе аудита. Именно это обстоятельство не давало возможности подготовить и утвердить план финансового оздоровления. К итоговой и согласованной с ЦБ и АСВ цифре отрицательного баланса банка на момент санации мы пришли только в феврале 2015 года. Могу даже назвать эту цифру - 103 млрд рублей. Поэтому подготовку плана финансового оздоровления банка намерены завершить летом 2015 года. Хочу выразить благодарность Банку России и АСВ, руководство которых согласилось пойти нам навстречу в части новых сроков сдачи плана с учетом всех спорных моментов, выявленных в ходе аудита.

    В этой связи предполагается ли слияние Мособлбанка с СМП Банком?

    Артем Оболенский: Это станет ясно только по завершении верстки окончательного плана финансового оздоровления. Могу сказать, что пока обсуждается несколько вариантов развития Мособлбанка. При этом слияние не исключено.

    В СМИ активно обсуждается тема проблемных активов Мособлбанка. Что вы можете сказать по этому поводу?

    Артем Оболенский: Тут две составляющие вопроса. К первой части относятся обязательства перед банком сторонних клиентов, с которыми ведется общепринятая работа по взысканию и урегулированию текущей задолженности. Другое дело - так называемые проблемные активы, добровольно переданные бывшими акционерами. За год стала понятна промежуточная цена отсечения этих разнообразных активов. Часть наиболее ликвидных уже передана на баланс банка. Но смысл своей работы мы видим в том, чтобы к окончанию срока санации сделать из этих проблемных активов реальный продукт. Как раз реализация этого продукта на пике рыночной стоимости позволила бы СМП Банку вернуть живыми деньгами часть санационного кредита, полученного от АСВ. А вот единовременная ликвидация (продажа) активов в их нынешнем состоянии и при текущей рыночной конъюнктуре мало бы способствовала самому смыслу санации и никак не повлияла бы на улучшение финансового положения банка. Мы надеемся, что АСВ пойдет нам навстречу в части решения этой проблемы. Рано говорить о возможных финансовых показателях работы с проблемными активами.

    Как проходит расследование уголовных дел в отношении бывших руководителей Мособлбанка?

    Артем Оболенский: Я бы разделил ответ на этот вопрос на две составляющие. Прежде всего нас, как потерпевшую сторону, больше волнует возмещение ущерба, причиненного Мособлбанку. Всех остальных, наверное, интересует, была ли криминальная составляющая ситуации вокруг санируемого банка. Ведь если государство не будет принимать карающие меры в отношении участников банковского сообщества, допускающих правонарушения, приводящие к таким катастрофическим последствиям, то об оздоровлении финансовой системы, которую проводит Центробанк и АСВ, можно даже не говорить. Мне кажется, что ситуация вокруг Мособлбанка является ярким примером, той самой "лакмусовой бумажкой" для ситуации в нашей банковской сфере. Результаты расследования покажут, сделаны ли при этом выводы и как история с Мособлбанком окажет превентивное воздействие на желающих повторить путь создателей очередных "банковских финансовых пирамид".

    Поделиться