Счетная палата подсчитала число школ и детсадов

В прошлом году в рамках оптимизации системы образования было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. За следующие три года планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3 639 образовательных организаций. В итоге  их количество по сравнению с 2013 годом сократится на 6%, констатировал аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. Ведомство проверило эффективность преобразований в этой сфере.

Число организаций дошкольного образования уменьшится к 2018 году на 5,6%, общеобразовательных организаций - на 6%, организаций дополнительного образования детей - на 3,6%, организаций среднего профессионального образования - на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - на 14,7%, посчитали в палате.

В целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения, уточняет аудитор. При этом, по демографическому прогнозу Росстата, к 2020-2021 учебному году потребуется на 2,5 миллиона мест больше, чем в 2012-2013 учебных годах. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 года.

"Недостатки планирования видны на примере Чувашской Республики, где в деревне с численностью чуть больше 500 человек и при наличии школы в неаварийном состоянии на 90 детей с загрузкой 60%, построена школа на 165 учеников", - рассказывает Александр Филиппенко.

Проверка показала, что в результате оптимизации в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли. Например, в Сахалинской области - на 155%, в Татарстане и Мордовии - на 146%, а в Удмуртии - на 125%. Анализ показал, что оптимизация не улучшила ситуацию с низкой доступностью образовательных услуг для сельских жителей.

9,5 тысяч  населенных пунктов с численностью населения от 300 до полутора тысяч человек не имеют детских садов. 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада. При этом треть этих населенных пунктов не охвачена общественным транспортом. Примерно такая же ситуация со школами. В шести тысячах малонаселенных городов и поселков не имеют организаций общего образования. Из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км.

В связи с этим Александр Филипенко считает целесообразным развитие методов "семейного обучения", а также использование дистанционных технологий в ряде населенных пунктов страны. Также отмечено неравенство в доступе к качественным образовательным услугам в различных регионах, а также в городской и сельской местности.

Например, снижено значение по удельному весу численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием. По плану показатель должен достигнуть 99%, однако он значительно ниже, особенно в сельской местности. Например, в Ставропольском крае в 2014 г. значение показателя в городской местности составляет - 55,3%, а в сельской - всего 5,16%, в Воронежской области доступность общего и профессионального образования в городской местности составляет 53,5%, а в сельской - 23%.

В ходе оптимизации регионами проводится сокращение педагогических работников. Их среднесписочная численность уменьшилась в 2014 году на 18,8 тысяч человек. И установлены проблемы их дальнейшего трудоустройства и переподготовки.

При этом в образовании продолжает широко использоваться практика внутреннего и внешнего совместительства. Это говорит о высокой потребности в педагогах. Например, в Вологодской области более 18% школьных учителей-совместителей. Еще более сложная ситуация в Смоленской области, где по совместительству работает каждый третий учитель. "То есть рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой, когда, например, педагог среднего профобразования вместо положенных 720 часов в год работает 1,5 тысячи часов и более. Так, например, в колледже Астраханской области педагоги работают на 1,5-2 ставки по 12 часов в день", - отметил Александр Филипенко.