Новости

14.04.2015 07:38
Рубрика: Общество

Лучше быть умным и здоровым

Счетная палата проверила доступность качественной медпомощи и образования
Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения и сделала вывод, что ее основные цели не достигнуты и ожидаемого роста эффективности и доступности медпомощи не произошло. Об этом доложил аудитор ведомства Александр Филипенко.

В 2014-2018 годах оптимизация коснется в целом по стране 952 медорганизаций. Предполагается ликвидировать 41 организацию, остальные -  реорганизовать. В результате к концу 2018 года число больниц сократится на 11,2 процента, поликлиник - на 7,2 процента.

Кроме того, до 2018 года регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики.

В ходе проверки были выявлены факты ограничения доступности медпомощи населению. 17,5 тысяч населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них 11 тысяч расположены более чем в 20 километрах от ближайшей медорганизации, где есть врач, отметил аудитор. Причем 35 процентов населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. "879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или офису врачей общей практики. Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) вообще не имеют мобильных медбригад", - говорит аудитор.

Он также рассказал, что сроки ожидания медпомощи в ряде регионов превышают необходимые в два и более раз. Привел пример Пензенской области, где сроки ожидания приема таких врачей, как кардиологи, неврологи, офтальмологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, ревматологи и онкологи превышают предельные сроки на 20 дней. По ряду медорганизаций ожидание по записи на УЗИ превышает 1,5 месяца.

Проверка также показала, что в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего на конец 2014 года по медицинским организациям сокращено 33 757 коек. При этом сокращение коек районных больниц проводилось большими темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения, отмечают в Счетной палате.

"Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тысячи человек в то время, когда по городским жителям был установлен рост на 400 тысяч человек", - констатировал Александр Филипенко. Рост внутрибольничной летальности был отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных. В прошлом году людей в больницах умерло на 17,9 тысячи человек больше, чем в 2013 году. Отмечен рост и числа умерших на дому.

Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности, считает аудитор. Смертность населения, по данным Росстата, составила в прошлом году вместо предполагаемых 12,8 человека на 1000 населения 13,1 на 1000 населения.

Также в очередной раз был отмечен рост объема платных медицинских услуг - на 24,2 процента в 2014 году по сравнению с 2013 годом. "В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной", - подчеркнул аудитор.

Что касается сокращения медперсонала, то за год медработников стало на 90 тысяч человек меньше при сохранении высокого уровня совместительства - около 140 процентов. Сокращение медработников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий, отмечает аудитор. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей - более 19 тысяч человек. С другой стороны, в ходе проверок властями регионов определена и представлена общая потребность во врачах и среднем медицинском персонале в количестве 55 тысяч и 88 тысяч человек, соответственно. "Таким образом, реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуется анализ проводимых кадровых мер, и по итогам возможная их корректировка", - констатировал аудитор.

В целом он отметил, что план оптимизации системы здравоохранения составлялся каждым регионом самостоятельно, не было единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих медорганизаций, расчета потребности в объемах медпомощи по профилям.

Основой для планирования работы медорганизаций и финансирования медпомощи стали территориальные программы госгарантий, которые показали несбалансированность их финансового обеспечения. По сравнению с 2014 годом установлен рост дефицита средств этих программ за счет консолидированного бюджета региона. Если в прошлом году дефицит был выявлен в 59 регионах на сумму 102 миллиарда рублей, то в этом - в 62 регионах и на 127 миллиардов. Это произошло в пяти недотационных регионах.

Девять регионов утвердили свои территориальные программы с дефицитом средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в 4,93 миллиарда рублей из-за неисполнения обязательств по финансированию медпомощи, оказываемой сверх базовой программы ОМС.

Счетная палата проверила учреждения культуры

Проверка Счетной палаты выявила ряд недоработок в оптимизации учреждений культуры. Доклад об этом сделал аудитор Александр Филипенко.

"Правительством в 2007 году одобрены социальные нормативы и нормы в сфере культуры, которые устанавливают требования к обеспеченности учреждениями культуры по их видам. Однако планирование мероприятий по оптимизации осуществлялось без предварительного анализа имеющейся сети и учета социальных нормативов", - говорит он. И уточняет: в 2014 году  учреждений культуры в России стало меньше на 2080 - это 7,3% от их общего числа. В частности, количество библиотек уменьшилось на 342 учреждения (6% от общего числа библиотек), организаций культурно-досугового типа - на 1 130 учреждений (6%). Число театров и музеев сократилось незначительно - 3 (0,5%) и 2 (0,01%), соответственно.

Регионами планируется и дальнейшее сокращение учреждений культуры, так до 2016 года дополнительно будет сокращено более 300 библиотек и более 450 культурно-досуговых учреждений. В результате по сравнению с 1 января 2014 года число культурно-досуговых учреждений сократиться на 9,4 %, число библиотек - на 11,5 %. А вот число музеев планируется увеличить на 19 единиц.

Из расчета социальных нормативов всего в России должно быть более 26 тысяч библиотек. По итогам прошлого года их число составило чуть более 5 тысяч. "Мы понимаем, что сокращение библиотек может быть оправдано перспективой создания Национальной электронной библиотеки. Но, во-первых, она еще не заработала, а, во-вторых, по данным за 2014 год доступ к интернету для пользователей обеспечен только у 51% библиотек, а к текстовым ресурсам имеют доступ чуть более 6,5%", - добавил Филиппенко. По его словам, в ряде регионов в результате оптимизации уровень обеспеченности библиотеками стал совсем низким. Например, в Челябинской области он упал до 59%. В Самарской области обеспеченность библиотеками ниже нормативной в 14 из 27 муниципальных районов.

Также в 2014 году было сокращено более 1 тысячи культурно-досуговых учреждений. В итоге низкая обеспеченность населения по данному направлению отмечена в Ярославской и Новгородской областях. По словам Александра Филипенко, многие клубы в селах были построены еще в СССР и в настоящее время находятся в плохом состоянии. К тому же, они слишком велики по площади и рассчитаны на большее число зрителей, чем существующая на сегодняшний день потребность, из-за чего содержание и ремонт обходятся дорого. 

"Полагаю, что нужно провести анализ потенциала таких учреждений, в том числе с точки зрения более активного их использования как площадок для театральных и концертных коллективов, чтобы приблизить культурные мероприятия к населению" - отметил аудитор.

Счетная палата подсчитала число школ и детсадов

В прошлом году в рамках оптимизации системы образования было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. За следующие три года планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3 639 образовательных организаций. В итоге  их количество по сравнению с 2013 годом сократится на 6%, констатировал аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. Ведомство проверило эффективность преобразований в этой сфере.

Число организаций дошкольного образования уменьшится к 2018 году на 5,6%, общеобразовательных организаций - на 6%, организаций дополнительного образования детей - на 3,6%, организаций среднего профессионального образования - на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - на 14,7%, посчитали в палате.

В целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения, уточняет аудитор. При этом, по демографическому прогнозу Росстата, к 2020-2021 учебному году потребуется на 2,5 миллиона мест больше, чем в 2012-2013 учебных годах. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 года.

"Недостатки планирования видны на примере Чувашской Республики, где в деревне с численностью чуть больше 500 человек и при наличии школы в неаварийном состоянии на 90 детей с загрузкой 60%, построена школа на 165 учеников", - рассказывает Александр Филиппенко.

Проверка показала, что в результате оптимизации в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли. Например, в Сахалинской области - на 155%, в Татарстане и Мордовии - на 146%, а в Удмуртии - на 125%. Анализ показал, что оптимизация не улучшила ситуацию с низкой доступностью образовательных услуг для сельских жителей.

9,5 тысяч  населенных пунктов с численностью населения от 300 до полутора тысяч человек не имеют детских садов. 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада. При этом треть этих населенных пунктов не охвачена общественным транспортом. Примерно такая же ситуация со школами. В шести тысячах малонаселенных городов и поселков не имеют организаций общего образования. Из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км.

В связи с этим Александр Филипенко считает целесообразным развитие методов "семейного обучения", а также использование дистанционных технологий в ряде населенных пунктов страны. Также отмечено неравенство в доступе к качественным образовательным услугам в различных регионах, а также в городской и сельской местности.

Например, снижено значение по удельному весу численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием. По плану показатель должен достигнуть 99%, однако он значительно ниже, особенно в сельской местности. Например, в Ставропольском крае в 2014 г. значение показателя в городской местности составляет - 55,3%, а в сельской - всего 5,16%, в Воронежской области доступность общего и профессионального образования в городской местности составляет 53,5%, а в сельской - 23%.

В ходе оптимизации регионами проводится сокращение педагогических работников. Их среднесписочная численность уменьшилась в 2014 году на 18,8 тысяч человек. И установлены проблемы их дальнейшего трудоустройства и переподготовки.

При этом в образовании продолжает широко использоваться практика внутреннего и внешнего совместительства. Это говорит о высокой потребности в педагогах. Например, в Вологодской области более 18% школьных учителей-совместителей. Еще более сложная ситуация в Смоленской области, где по совместительству работает каждый третий учитель. "То есть рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой, когда, например, педагог среднего профобразования вместо положенных 720 часов в год работает 1,5 тысячи часов и более. Так, например, в колледже Астраханской области педагоги работают на 1,5-2 ставки по 12 часов в день", - отметил Александр Филипенко.

Комментарий Минздрава

Что касается доступности первичной медико-санитарной помощи, считают в минздраве, то на селе она нарастала многие годы.

И предпринималось многое, чтобы удержать врачей. В прошлом году произошел перелом: стало больше акушерско-фельдшерских пунктов, на 10% увеличилось количество семейных врачей. Свой вклад внесла и программа "Земский доктор", стимулирующая работу врачей на селе - сегодня уже каждый четвертый медработник от общего числа в стране трудится в сельской местности (в 2011 году - вдвое меньше).

"Важно также отметить, что за прошедший год более чем на 1500 увеличилось число врачей, работающих в региональных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Увеличение доступности первичной помощи на селе позволило решительно сократить смертность от основной причины - сердечно-сосудистых заболеваний. За время реализации "сосудистой программы" смертность от сердечно-сосудистой патологии сократилась на 75%", - сообщили в минздраве.

В минздраве также считают, что нация стала здоровее, так как эффективными оказались меры борьбы с вредными привычками. Благодаря антитабачному закону стало меньше курильщиков - на 17-19%, а число активных приверженцев алкоголя уменьшилось на треть с 2008 года. За два года количество людей, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, выросло на 40%.

В 2014 году продолжительность жизни в России достигла исторического максимума, напоминают в минздраве. Этот показатель достиг 71 года, увеличившись на 0,24 года по сравнению с 2013 годом.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке