По мнению экспертов, чтобы поставить работу с ГЧП-проектами на поток, необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, нужно сформировать необходимую нормативно-правовую среду, то есть регламентировать процесс работы с проектами на всем жизненном цикле: от инициирования до эксплуатации объекта и завершения проекта, также необходимо регламентировать межведомственное взаимодействие, особенно по муниципальным проектам, реализация которых без участия региональной власти практически невозможна. Во-вторых, необходимо сформировать эффективную проектную команду, причем в нее должны входить не только специалисты инвестиционного или экономического блока, но и представители имущественно-земельного блока, финансовых, отраслевых органов, органов тарифного регулирования, представители аппарата правительства субъекта и другие. Проектная команда должна не только говорить на одном языке, но и уметь работать слаженно с проектами, каждый в своей части должен понимать специфику работы с ГЧП-проектами. В-третьих, необходим определенный уровень доверия к публично-правовому образованию со стороны частных инвесторов, то есть комфортный инвестиционный климат.
Презентуя на Российской неделе ГЧП результаты ежегодного рейтинга регионов по уровню развития ГЧП, председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев отметил, что субъектов, в которых выполнены все эти условия на 100%, сейчас нет, но есть отдельные регионы, которые начали и уже значительно продвинулись как с точки зрения регламентации процесса, так и с точки зрения подготовки проектной команды. При этом нельзя забывать про KPI, установленные правительством РФ для регионов, - к 2018 году субъекты должны существенно улучшить целевые показатели по развитию ГЧП в среднем на 30%. При этом согласно представленному рейтингу в этом году показатели в среднем по стране улучшились только на 0,9%. По словам Павла Селезнева, для того чтобы число регионов-лидеров росло, необходимо внедрение системного подхода к развитию ГЧП. Нужен комплексный подход: развитие нормативной базы, налаживание межведомственного взаимодействия и формирование проектных команд, подготовка кадров. "С этой целью в этом году мы на базе Центра развития ГЧП при поддержке финансовых организаций, институтов развития, делового и экспертного сообщества запускаем Ассоциацию участников государственно-частного партнерства. Вопросы квалификации в сфере ГЧП уже стоят достаточно остро и привлекают внимание даже руководства страны. Например, в транспортной сфере вышло соответствующее поручение президента России о необходимости обеспечения государственной компанией "Автодор" и образовательными учреждениями подготовки в субъектах РФ квалифицированных кадров для реализации проектов ГЧП в сфере транспорта. Именно поэтому "Автодор" является одним из ключевых партнеров создаваемой ассоциации. Для развития компетенций в коммунальной сфере в работе ассоциации будет принимать активное участие НП "ЖКХ Развитие", - резюмировал председатель правления Центра развития ГЧП.
Идею о необходимости системного подхода к повышению компетенций в сфере ГЧП поддерживают и в Торгово-промышленной палате РФ. Так, палатой недавно было проведено исследование "Роль территориальных торгово-промышленных палат в совершенствовании механизмов ГЧП". Результаты показали, что проблема кроется не только в компетенциях государственных заказчиков. Президент ТПП РФ Сергей Катырин, выступая на пленарном заседании Российской недели ГЧП, отметил, что, как показало исследование, недовольны обе стороны: частная сторона недовольна качеством проработки проектов со стороны госзаказчика, а госзаказчик, в свою очередь, недоволен уровнем квалификации частных партнеров, участвующих в реализации этих проектов. Поэтому потребность в большем информационно-методологическом сопровождении развития механизмов ГЧП на региональном уровне очевидна.
На Российской неделе ГЧП была представлена статистика Единой информационной системы ГЧП в РФ (pppi.ru), согласно которой сегодня в различных стадиях реализации находятся 595 проектов ГЧП, из которых 103 проекта находятся на стадии инициирования и могут не дойти до коммерческого и финансового закрытия. Эксперты сходятся во мнении, что в первую очередь это связано с качеством проработки этих проектов, а во вторую - с возможными проблемами с финансированием, в том числе связанными со сложной экономической ситуацией в стране.
"Статистика говорит нам о том, что так или иначе около полутысячи проектов уже сегодня есть, мы видим кратное увеличение количества концессионных соглашений, заключенных в прошлом году, при этом зачастую качество этих проектов оставляет желать лучшего, - заявил директор департамента инвестиционной политики и развития ГЧП минэкономразвития Игорь Коваль. - Что необходимо делать? Когда мы готовили проект федерального закона об основах государственно-частного партнерства, мы также детально анализировали международный опыт и поэтому предусмотрели в законопроекте процедуру оценки эффективности проектов. Таким образом мы хотим добиться повышения бюджетной эффективности проектов, потому что сейчас очень серьезные бюджетные ограничения, в том числе в регионах. Безусловно, каждый бюджетный рубль должен быть освоен максимально эффективно". По словам Игоря Коваля, для решения этой проблемы необходимо внедрение системы оценки эффективности еще на стадии начала проработки проекта. И минэкономразвития совместно с Федеральной антимонопольной службой уже обсуждают проект акта правительства, который воплотит такую оценку эффективности в концессионных проектах.
Судя по заявлениям, сделанным в рамках Российской недели ГЧП, в сложившихся условиях финансовой нестабильности в 2015 году основное внимание будет устремлено на совершенствование правил игры и реализацию мер по повышению качества подготовки проектов и, как следствие, компетенций участников рынка ГЧП.