- В ближайшее время рассчитывать на приток иностранного капитала не приходится. Инвестиционная привлекательность регионов, несмотря на богатые природные ресурсы, численность населения, рост потребления, остается под вопросом, - заметила советник директора Института общественного проектирования Ирина Тихомирова, опираясь на исследования разных рейтинговых агентств. - Так, судя по рейтингу инвестиционной привлекательности, составленному Национальным рейтинговым агентством (НРА) по статистическим данным различных ведомств за 2013-2014 годы, субъекты Северо-Западного федерального округа особо не выделяются.
Во всяком случае, среди регионов с высокой инвестиционной привлекательностью, но разного уровня, поделенных на три группы, только три - в СЗФО. В первую группу 1С1 вошел, помимо Москвы, и Санкт-Петербург. Что неудивительно: у столиц колоссальный потребительский потенциал, наличие трудовых ресурсов, развитые строительный, торговый, банковский секторы, которые, как магнитом, притягивают инвесторов. Высокий инвестиционный потенциал Ленобласти, включенной в число восьми регионов во вторую группу 1С2, обусловлен рядом показателей экономической и инвестиционной активности 47-го региона РФ. Позиция Калининградской области, попавшей в девятку регионов третьей группы 1С3, предопределена особой экономической зоной, благоприятным деловым климатом и накопленным промышленным потенциалом. А вот Новгородская, Архангельская (включая НАО), Мурманская, Вологодская области и Карелия имеют "средний" уровень инвестиционной привлекательности (группы 1С4, 1С5 и 1С6).
"Капризный" инвестор, как известно, смотрит в первую очередь не на потенциал (если риски зашкаливают, потенциал ему не интересен), свои деньги он понесет туда, где менее прибыльно, но более безопасно для ведения бизнеса.
Производственный потенциал регионов СЗФО, за исключением НАО, значительно превосходит объем привлекаемых инвестиций. Возможности, которыми располагают субъекты, по словам Ирины Тихомировой, используются на треть, а то и на четверть.
О "недооценке" рынка Северо-Запада инвесторами можно судить по данным Росстата. Так, индекс производства Калининградской области превышает индекс иностранных инвестиций в 20 раз, Республики Карелии - в 30 с лишним раз, Псковской и Мурманской областей - еще больше. Разговоров о зарубежных инвестициях, к сожалению, больше, чем их реально поступает.
В среднем по России на душу населения приходится около 1,2 тысячи долларов прямых иностранных капиталовложений в год, а в НАО этот показатель составляет свыше 13 тысяч долларов. Лидерство обусловлено высокой стоимостью разработки проектов нефтегазовых месторождений при отсутствии потребности в большом количестве рабсилы в округе для их реализации.
Почему нужно учитывать именно этот показатель - прямые инвестиции в расчете на человека, пояснил бизнес-омбудсмен в Калининградской области Георгий Дыханов.
Доля прямых зарубежных вливаний в общем их объеме показывает эффективность привлекаемого в регионы капитала. Прямые инвестиции в производство, товары, услуги, инфраструктуру - это дополнительные рабочие места, налоговые поступления, новые технологии. Тогда как портфельные инвестиции носят преимущественно спекулятивный характер.
Самое главное, считают эксперты, это снижение административных барьеров, борьба с коррупцией, развитие институтов поддержки предпринимателей, обеспечение прав владельцев капиталов, внедрение региональных инвестиционных стандартов. Что это даст, видно на примере Псковской области, где сформирована качественная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы, создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа - а такого рода "бонусы" востребованы среди инвесторов.
Перспективными территориями для иностранных капиталовложений, благодаря утвержденной госпрограмме социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года, являются Мурманская область и Ненецкий автономный округ.
Прогноз развития калининградской экономики представил кандидат экономических наук Виталий Жданов. Рост сельхозпроизводства в связи с открывшимися рыночными нишами, низкая вероятность развития автомобильного кластера и высокая - судостроения (и сопутствующих локальных производств металлургической промышленности, металлических и пластмассовых изделий), создание индустрии отдыха (яхтенная марина, спортсооружения, гостиницы, рестораны) к ЧМ-2018.
На данном этапе региональным властям крайне важно оперативно оценивать внутренние и внешние факторы, своевременно замечать возникающие риски, чтобы корректировать стратегию развития территории. Об этом говорилось на круглом столе, посвященном устойчивости экономик регионов.
Его модератор Георгий Дыханов в качестве примера привел калининградскую экономику, которая крайне хрупка из-за низкой добавленной стоимости производства и большого количества легко сворачиваемых инвестиций. Это относится и к ряду других регионов Северо-Запада, имеющих выраженную отраслевую специализацию. По словам Дыханова, принцип господдержки каких-то отраслей, во-первых, противоречит правилам ВТО, а во- вторых, контрпродуктивен. Государство не может угадать, какая отрасль будет конкурентоспособна завтра. В сложившихся условиях приоритетными можно считать те инвестиционные проекты, которые реализуются на основе исключительно частных инвестиций, и в таком случае неважно, в какой отрасли реализуется бизнес-планы. Чтобы заполучить крупных инвесторов, региональным властям нужно создавать максимально благоприятные условия для желающих осваивать местный производственый потенциал.