- В чем суть предложенной концепции?
- Формирование общих рынков энергоресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты) ЕАЭС осуществляется в целях устойчивого развития экономик, повышения энергетической безопасности, более эффективного использования потенциала ТЭК, максимального удовлетворения спроса на энергоресурсы внутри Союза, снижения темпов роста цен на энергоресурсы, а также повышения конкурентоспособности на мировом рынке ТЭК отдельных государств - членов Союза и объединения в целом. Для достижения этих целей должны быть решены такие задачи, как повышение прозрачности ценообразования и развитие рыночных механизмов и конкуренции при взаимной торговле энергоресурсами, обеспечение беспрепятственного доступа к национальным рынкам государств - членов Союза, а также к услугам по транспортировке. Кроме того, необходимо создать благоприятные условия для инвестирования в энергетику, обеспечить развитие инфраструктуры энергетических рынков и гармонизировать национальные нормы и правила ее функционирования.
- Почему потребовалось формирование общего электроэнергетического рынка ЕАЭС?
- Несмотря на наличие в государствах - членах Союза резервов генерирующих мощностей и развитых электрических сетей, объем взаимной торговли электроэнергией в Союзе в настоящее время низкий. В 2014 году он составил около 6 млрд кВт ч (0,5% от суммарного производства электроэнергии в ЕАЭС) и снизился на 30% по сравнению с 2013 годом.
Одной из основных причин низкой активности взаимной торговли электроэнергией является отсутствие доступа участников национальных рынков на электроэнергетические рынки и к услугам по передаче электроэнергии на территории других государств - членов ЕАЭС. Пока торговля электроэнергией может вестись только между уполномоченными на это организациями государств - членов Союза. Формирование общего электроэнергетического рынка (ОЭР) Союза позволит устранить барьеры во взаимной торговле электроэнергией, содействовать созданию равных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов и увеличить объемы взаимовыгодных поставок.
- В чем суть предложенной модели, позволяющей увеличить объемы взаимной торговли?
- Договором о Союзе поставлена задача формирования именно общего, а не единого электроэнергетического рынка. При этом в ходе специальной научно-исследовательской работы, выполненной по заказу ЕЭК в 2013 - 2014 гг., российским научным учреждением "Совет по изучению производительных сил" в сотрудничестве с белорусскими и казахстанскими экспертами были рассмотрены несколько вариантов создания ОЭР Союза. Первый - образование единого рынка на базе российского оптового рынка электроэнергии и мощности. Второй - создание в России региональных субрынков, примерно равновесных с рынками электроэнергии Беларуси и Казахстана и общей для всех стран ЕАЭС торговой площадки. И третий - формирование ОЭР Союза с сохранением существующих национальных электроэнергетических рынков, в том числе рынков мощности (если они в странах существуют или предполагается их ввести).
Предпочтение было отдано третьему варианту как наиболее прагматичному для целей интеграции энергосистем. Формирование ОЭР Союза создает условия для торговли электроэнергией между хозяйствующими субъектами государств - членов Союза как по свободным двусторонним договорам, так и на централизованных торгах и в том числе на спот-торгах. Также предполагается создание механизма для урегулирования почасовых отклонений фактических поставок электроэнергии от плановых значений, что повысит ответственность за соблюдение согласованных графиков.
- Какой ожидается эффект от создания ОЭР ЕАЭС?
- Формирование ОЭР Союза вследствие использования рыночных механизмов приведет к увеличению объемов взаимной торговли электроэнергией в 1,5 - 2,5 раза, а экспортного потенциала в 2 раза. За счет этого загрузка генерирующих мощностей может возрасти на 7% от текущих значений, а дополнительный прирост ВВП Союза за счет синергетического эффекта достигнуть 7 - 7,5 млрд долл. В целях оптимизации межгосударственных поставок топливно-энергетических ресурсов Договором о ЕАЭС предусмотрена разработка и согласование уполномоченными органами государств-членов с участием Евразийской экономической комиссии ежегодно до 1 октября индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов (бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, топливо для реактивных двигателей) Союза.
Эти балансы необходимы для формирования и уточнения прогнозов социально-экономического развития государств-членов, а также оценки поступлений налогов и вывозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов. На данном этапе развития интеграции объемы, направления и иные условия поставки нефтегазовых ресурсов между государствами-членами ежегодно определяются двусторонними соглашениями. При этом возможные изменения в объемах межгосударственных поставок, связанные с изменениями рыночной конъюнктуры и другими факторами, отражаются в индикативных (прогнозных) балансах, что требует их ежегодной корректировки.
- Когда начнут действовать общие рынки энергоресурсов?
- Концепции формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов должны быть разработаны до конца нынешнего года. Следующим шагом станет разработка программ функционирования общих рынков энергоресурсов, затем выполнение мероприятий этих программ, и на заключительном этапе подписание главами государств соответствующих международных договоров. В результате в соответствии с Договором о ЕАЭС общий электроэнергетический рынок заработает к 1 июля 2019 года, общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов - к 1 января 2025-го.