14.04.2015 00:40
    Поделиться

    В государственные ИТ-проекты предложили привлекать инвесторов

    Затраты на поддержку и развитие ИТ-систем и ИТ-инфраструктуры - это обязательная часть бюджета каждого ведомства. Но в связи с финансовой ситуацией в стране в 2015 году бюджеты государственных учреждений сокращаются, а задачи по сопровождению уже внедренных систем и их развитию в соответствии с изменениями законодательства требуют решения. Недостаток финансирования можно восполнить, привлекая инвесторов.

    Инвесторы же могут возвратить вложения несколькими способами. Во-первых, введение дополнительных платных услуг. Их можно реализовать на базе многофункционального центра в режиме "Одно окно", системы обслуживания карт УЭК в регионе, системы массового обслуживания в больницах и поликлиниках и т.п. Например, курьерская доставка документов или социальных карт. В этом случае инвестор оплатит модернизацию ИТ-системы МФЦ в соответствии с изменениями законодательства (экономия бюджета органа власти) и реализацию заказа платной доставки документов на дом (схема возврата инвестиций).

    Во-вторых, создание в госоргане или регионе новой ИТ-системы, приносящей доход, например, оснащение городов камерами фотовидеофиксации нарушений ПДД и запуск системы по сбору штрафов, создание комплекса платных парковок или платного сервиса по вывозу мусора и уборки территорий. Так, инвестор финансирует создание новой системы в городе, а государство обеспечивает "ландшафт проекта" - доступ к улицам и опорам, участие необходимых ведомств и казенных предприятий. В итоге система начинает приносить доход в бюджет региона, часть которого возвращается инвестору по соглашению (концессии) между ним и государством.

    В-третьих, использование государственных ИТ-систем в качестве дополнительных каналов продвижения основного бизнеса инвестора. Так, в ситуации, когда на портале госуслуг осуществляется продажа авиабилетов или медицинских препаратов, возникает симбиоз: государственные органы повышают популярность порталов и привлекают дополнительное финансирование, а инвесторы расширяют свой бизнес. Конечно, должны предусматриваться дополнительные преимущества для пользователей, такие, как "надежность и безопасность" подобных сервисов, достигнутые благодаря проверке поставщиков по процедурам, аналогичным закупкам, в соответствии с 44-ФЗ. Орган власти, владеющий ИТ-системой, заключает соглашение только с теми компаниями, которые пройдут проверку и дадут гарантии на покрытие рисков, связанных с возможными нарушениями. Поэтому пользователь может быть спокоен, покупая авиабилет на портале госуслуг или заполняя персональную информацию с медицинским диагнозом и показаниями для покупки и доставки препарата.

    Условия сотрудничества между госучреждениями и инвестором и правила начисления вознаграждения должны оговариваться в соглашении о государственно-частном партнерстве (ГЧП). В случае, когда размер выплат фиксирован и не зависит от размера дохода, соглашение заключается на 2-3 года, а график и суммы выплат закреплены. В другом случае размер выплат зависит от дохода госоргана от внедрения платного сервиса, и срок действия ГЧП - от 5 лет. При разработке условий ГЧП важна детальная проработка юридических вопросов. К примеру, Бюджетный кодекс РФ не предусматривает прямую связь размера расходной и доходной статей бюджета, то есть для выплаты инвестору части дохода государства, полученного в результате ИТ-проекта, нужны отдельные пункты в соглашении. На практике вокруг этого вопроса ведется масса споров.

    Запуск инвестиционного ИТ-проекта начинается с заинтересованности органа власти и инвестора. Второй шаг - решения губернатора региона или постановления правительства субъекта РФ о необходимости реализации проекта.

    В ходе конкурсных процедур, приводящихся в соответствие с 44-ФЗ, определяется победитель, который заключает контракт и приступает к реализации проекта. Выплаты инвестору производятся по согласованной в контракте схеме. После завершения периода выплат инвестору ИТ-система передается на баланс органу власти или подведомственной организации. И, хотя каждый ИТ-проект будет иметь уникальное соглашение, выгода для обеих сторон в ГЧП очевидна: государство, не прибегая к бюджету, создает новую ИТ-систему, а инвестор получает надежного партнера в лице государства и высокие гарантии возврата своих инвестиций.

    Запуск инвестиционного ИТ-проекта начинается с заинтересованности органа власти и инвестора

    "Безопасный город" в Нижегородской области - один из первых удачных ИТ-проектов, реализованных по схеме ГЧП. В ходе проекта в 2013-2015 гг. была создана крупная ИТ-система в составе стационарных и передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД, установлено несколько сотен камер уличного видеонаблюдения и тревожные кнопки "гражданин-полиция". Объем инвестиций составил 858 млн рублей. Финансовая модель инвестиционного соглашения предусматривала выплаты инвестору до 2015 года включительно. Сейчас система работает, и бюджет города пополняется за счет оплаты штрафов, а обширная сеть видеокамер задействована в процессе охраны правопорядка в городе.

    Практика реализации государственных ИТ-проектов с привлечением инвестиций от частных компаний пока не так развита. Однако интерес к ним растет, особенно с середины 2014 года. Большинство государственных заказчиков сейчас наблюдают за опытом первых проектов ГЧП в ИТ-сфере, решая основные для себя вопросы: насколько правомерно использование таких схем, как отнесутся контролирующие органы к результатам первых проектов, будут ли сформулированы ими претензии к госзаказчикам по результатам проверок и, если да, то какие? Только после анализа положительной практики завершения первых ИТ-проектов большинство заказчиков в госсекторе будут готовы привлекать частных инвесторов и выбирать конкретные схемы взаимодействия.

    Поделиться