Такие предложения записаны в проекте закона "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях", разработанного министерством труда и социальной защиты. В ведомстве рассчитывают, что в середине года документ может быть внесен в Госдуму, и, если все пройдет удачно, то с 2016 года закон может вступить в силу. Тогда честное слово станет воистину золотым. Сейчас документ изучают в правительстве. Инициативу уже поддержал Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России - основное правительственное экспертное учреждение по правовым вопросам. При этом эксперты института уже подготовили свои предложения по доработке проекта.
В целом документ прописывает, как сделать безопасной жизнь человека, решившего раскрыть тайны коррупционных схем. Ведь осведомителю зачастую придется пойти против коллег или начальников, близких знакомых, партнеров по бизнесу. Как правило, это люди цивилизованные, грубое насилие они не приемлют. Но сделать жизнь "предателя" голодной и невыносимой могут вполне.
Его лишат всего - работы, дома, денег. Поэтому многие предпочитают молчать и делиться, чем говорить и бороться. В готовящемся законе предлагается прописать гарантии для тех, кто решится поднять голос против коррупционеров. Но все-таки одно из резонансных положений касается прежде всего материального поощрения тех, кто своим сигналом помог раскрыть коррупционеров. Информатору обещают премию в размере от 5 до 15 процентов от размера предотвращенного ущерба. Но не более трех миллионов рублей. Кроме того, в государственных ведомствах могут быть введены и другие поощрения информаторам: благодарственные письма, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и прочее. Так что за честное слово и заплатят, и поблагодарят.
Как рассказывают в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, подобные методы успешно себя зарекомендовали за рубежом. Например, по некоторым оценкам, в США благодаря таким премиям государство сэкономило более 30 миллиардов долларов в течение 20 лет на госзакупках и госконтрактах. Ведь воровать государственные деньги, в том числе накручивая цены на казенных контрактах, любят во всем мире. Но когда чиновник боится, что партнерам будет выгодней сдать его правоохранителям, чем поделиться с ним, в нем часто просыпается совесть. Или что-то тому подобное, мешающее беззастенчиво брать.
"Но к тем, кто сообщает о коррупции, должны быть установлены строгие требования, - рассказывает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, вице-президент РАН Талия Хабриева. - Претендент на получение вознаграждения должен быть первоисточником информации высокого качества, которая предоставлена добровольно и привела к раскрытию преступления".
Когда речь идет об откатах, воровстве из бюджета и т.п., сумма ущерба ясна, и долю вычислить легко. Но как быть при взятках? Теоретически сами по себе они ущербом не являются. Как выяснить, сколько потеряло государство от того, что, скажем, пожарный за некоторую сумму закрыл глаза на нарушения в крупном офисе?
"Ущерб определяется путем оценки возможных материальных последствий совершения коррупционного преступления, - рассказывает Талия Хабриева. - Сумма предотвращенного ущерба должна быть установлена решением суда, Счетной палаты Российской Федерации или иного уполномоченного государственного органа. Раньше многие эксперты, предлагая те или иные методы противодействия коррупции, излишне увлекались запретительными или карательными мерами. Но сегодня очень важно внедрять меры, стимулирующие позитивные практики, препятствующие развитию коррупционных проявлений как в публичной, так и в частной сферах. Законопроект Минтруда России делает важный шаг в этой сфере".
Кстати, в некоторых ведомствах система была опробована и дала положительные результаты. Там, где вводились премии, число сообщений о фактах коррупции среди сотрудников резко возросло. Честным быть оказалось гораздо выгодней.
Очень важно наладить также каналы, по которым можно сигнализировать о коррупции и быть уверенным, что информация дойдет куда надо. Как рассказывают в Институте законодательства и сравнительного правоведения, в одних государствах такие каналы делаются максимально прозрачными, например система "красных телефонов" в США. В других странах конфиденциальность является ключевым элементом процедуры сообщения о фактах коррупции, особенно в тех случаях, когда законодательная база не обеспечивает полноценной гарантии защиты информаторов.
Кроме того, по мнению экспертов правительственного института, должны быть четко определены органы, а впоследствии и должностные лица, которые будут обеспечивать применение мер такой защиты. Также Институт законодательства предлагает расширить перечень лиц, которым может быть предоставлена защита. Согласно законопроекту под особую охрану попадают сотрудники среднего звена - госслужащие, работники госструктур и тому подобные лица. Законопроект предлагает распространить подобные меры и на вип-персоны, в том числе министров, аудиторов Счетной палаты, членов комитетов (комиссий) Госдумы, судей федеральных судов. Кроме того, такая защита, по мнению экспертов института, должна предоставляться работникам любых организаций, реализующих свои антикоррупционные политики, то есть, по сути, рядовым гражданам.
В особо опасных ситуациях информаторы могут попасть под программу защиты свидетелей. Но гораздо важнее дать гарантии в бытовой жизни, что с человеком ничего не случится. Законопроект не позволит увольнять без веских причин госслужащего в течение 3 лет после его заявления о коррупции. Если же начальство попытается как-то избавиться от него, скажем, сократить или перевести на другое место, будет проводиться заседание аттестационной комиссии с присутствием прокурора. Надзором за соблюдением прав граждан, сообщивших о коррупционных правонарушениях, будет заниматься Генпрокуратура.
Кстати, современные механизмы противодействия коррупции в конце апреля будут обсуждаться на четвертом Евразийском антикоррупционном форуме "Предупреждение коррупции: новые подходы", организуемом Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, а также Счетной палатой РФ при поддержке Госдумы.
Одна из научных разработок, которая будет обсуждаться на форуме, - программы Международного научного мониторинга коррупции, разработанные учеными Института законодательства. По сути, с помощью научных исследований можно будет составить объективные международные рейтинги, в какой части мира царят честные порядки, а где процветает мздоимство.
Программа предлагает совершенно новые подходы к измерению коррупции. В том числе на основе специальной системы индексов будет исследоваться так называемая латентная, то есть скрытая коррупция. Кроме того, разработанные методы позволят оценить также, насколько эффективны те или иные меры борьбы с коррупцией в разных странах. Бывает так, что законы вроде бы хорошие, а результат не тот.
Также на форуме обсудят международные стандарты предупреждения коррупции, электронные технологии как профилактика коррупции и т.п.