Руководители по закупкам больших компаний отмечают, что кризис - это время возможностей, а не новых барьеров для сферы закупок. При этом 28% заявили о сокращении периода планирования закупок, у некоторых - годовое планирование заменено квартальным, а квартальное - месячным. 27% отметили повышение строгости контроля затрат в компании.
По результатам исследования большинство компаний в непростой экономической ситуации стремится расширить пул поставщиков (68%), а вот за развитие своих снабженцев берутся лишь 35%. Еще меньше (21%) готовы искать новые каналы закупок совместно с другими компаниями.
"Здесь стоит говорить не об отсутствии желания развивать проверенных поставщиков, а об отказе от "традиционных" поставщиков. Уход от их поддержки свидетельствует о том, что компании испытывают потребность в снижениях затрат на закупку и поиске новых поставщиков, готовых поставлять аналогичную продукцию за меньшие деньги", - говорит Татьяна Радченко, начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ.
Топ-менеджеры по закупкам отмечают, что оптимизировать закупки в компании можно повышая уровень квалификации персонала (52%). "Мы получили позитивный портрет кризиса: изменений не так много, и они связаны с новыми возможностями, сохраняются инвестиции в персонал. Заказчики оптимистично воспринимают ситуацию и считают, что сейчас правильный момент для оптимизации внутренних бизнес-процессов", - комментирует Алексей Дегтярев, гендиректор B2B-Center.
К сожалению, больших возможностей кризис крупным компаниям не даст, считает Татьяна Радченко. "Большая часть крупных компаний закредитована, в том числе в иностранной валюте. Рост платежей по кредитам одновременно со снижением доступности кредитов сильно ударит по инвестиционным программам компаний, а следовательно - и по закупкам", - говорит она.