Два года прошло с тех пор, как случился пожар в подмосковной психоневрологической клинике, унесший человеческие жизни. Тогда в здании находился 41 человек - 38 пациентов и три представителя медперсонала. Спастись удалось лишь троим - медсестре, которая первой сообщила о пожаре, и двум пациентам. Это была страшная трагедия для всей страны.
Живы в памяти и воспоминания о происшествии в "Хромой лошади", в результате которого погибло более 150 человек. Невозможно забыть и страшные пожары в домах престарелых в 2007 - 2009 годах, унесшие сотни человеческих жизней. Тогда-то лед и тронулся. Жуткие события стали фактором для принятия важных инициатив государственной значимости. Сотрудники отделов надзорной деятельности и пожарно-спасательных подразделений стали в срочном порядке проводить инструктажи с персоналом и пациентами больниц, с представителями школ и детских садов на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. Хотя какие инструктажи помогут человеку, если он в панике? Кроме того, как правило, человек погибает, задохнувшись от дыма. При этом было совершенно очевидно, что основной причиной тяжелых последствий на объектах явился поздний вызов пожарных подразделений. В некоторых случаях их забывали вызвать совсем. Необходимо было срочно принимать меры для решения этой организационно-технической задачи.
В связи с этим МЧС России было поручено создать систему автоматического вызова пожарных, которая при первых признаках возгорания без участия человека могла бы просигнализировать SOS спасателям. Такая система была создана и принята для эксплуатации в МЧС - "Стрелец-Мониторинг". Также появились соответствующие изменения в Законе N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Таким образом, начиная с 14 июля 2014 года системы пожарной сигнализации, установленные на всех социально значимых объектах (школы, детские сады, больницы, дома престарелых и др.), стали обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара в пожарную часть в автоматическом режиме, т.е. без участия человека. При этом пациентов больниц и подопечных домов престарелых на законодательном уровне обязали оснастить индивидуальными средствами оповещения: специальными браслетами, которые сообщают людям о тревоге звуком и вибрацией.
За пять лет такую систему автоматического вызова пожарных развернули в 80% городов России. На сегодняшний день есть реальные случаи спасения: детский сад N 57, Вологодская область, город Череповец - 106 человек, школа N 7, город Красноярск, - 298 человек, школа N 19, город Волгоград, - 269 человек... Во всех этих примерах пострадавших не было: автоматика вызвала пожарных, не дожидаясь, пока возгорание заметят люди. Согласно официальным данным МЧС, смертность на социально значимых объектах сократилась в 14 раз! Кроме того, в условиях санкций, когда тема импортозамещения стала для бизнеса ключевой, эта отечественная разработка приобрела особенную актуальность.
Естественно, Крым как новый российский субъект объективно выбивался из графика федеральной целевой программы, поскольку расходы на эту территорию предусмотрены не были. Бизнесмены пошли навстречу и передали систему в дар для важнейших соцобъектов. И теперь от "Артека" до Ялты и Симферополя развернута радиосеть МЧС.
В целом же по стране к концу прошлого месяца специальной пожарной техникой, предназначенной для приема в автоматическом режиме тревожных сигналов о пожарах, произошедших на объектах защиты, были оснащены подразделения ФПС МЧС России, осуществляющие тушение пожаров на территории 944 населенных пунктов с населением более 10 тысяч человек. "При этом 764 комплекта поставлено за счет средств благотворителей, что составляет 81% от общего количества техники, находящейся в эксплуатации отрядов ФПС МЧС России", - пояснил Виктор Кривошонок, ветеран пожарной охраны, генерал-майор внутренней службы в отставке. По его словам, с 2012 года МЧС по различным причинам, в том числе и из-за приостановки в 2013 году финансирования некоторых целевых программ, не производило закупку специальной пожарной техники, предназначенной для приема в автоматическом режиме тревожных сигналов о пожарах на объектах защиты, за счет средств федерального бюджета.
Стало очевидно, что реализация благотворительной деятельности необходима, так как помогает снизить показатели гибели и травмирования людей при пожарах и чрезвычайных ситуациях. К тому же Закон о благотворительности предусматривает на безвозмездной основе оказание помощи некоммерческим организациям, коими являются и подразделения федеральной противопожарной службы.
Согласно этому закону, поощрение благотворительной деятельности входит в социальную политику государства. Казалось бы, такая помощь отечественного бизнеса - это своевременное подспорье к выполнению госпрограммы по противопожарной безопасности, тем более что сама программа пока испытывает трудности с реализацией. Однако кому-то такая благотворительность явно мешает.
20 марта 2015 года Управлением ФАС России по Ростовской области было вынесено определение N 4562/04: УФАС просит предоставить информацию о расторжении договоров передачи в пользование пультов. 20 февраля ФАС направила в Ростовское УФАС соответствующие документы.
Можно предположить, что письма аналогичного содержания были высланы и в другие регионы России, поскольку по всей стране территориальными органами УФАС подразделениям МЧС России выдвигаются подобные требования.
Так, в Самарской области начальник ГУ МЧС России О.В. Бойко, расторгнув договор благотворительности на поставку комплекса, потребовал незамедлительно демонтировать Стрельца во всех федеральных пожарных частях. По данному факту в отношении ГУ МЧС по Самарской области при участии прокурора Самарской области возбуждено уголовное дело. Также уголовное дело возбуждено в отношении неустановленных лиц из числа должностных лиц Самарского УФАС России.
Неудивительно, что действия ФАС и МЧС в данном случае у многих вызывают вопросы. Не выходят ли требования ФАС за рамки ее полномочий? ФАС России обосновывает свои требования статьями 10 и 11 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994г. N 69-ФЗ, в соответствии с которыми финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации. При этом получается, будто антимонопольная служба игнорирует тот факт, что в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995г. N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев. Причем в качестве благотворителей выступают не только коммерческие структуры, но и такие известные общественные организации, как "Всероссийское добровольное пожарное общество" (ВДПО), Российский союз спасателей и др.
Стоит отметить и еще один важный момент. Как уже отмечали СМИ, госпрограмме по перевооружению соцобъектов новейшим противопожарным оборудованием давно пытаются вставлять палки в колеса. Делают это в основном частные фирмы, которые раньше работали на рынке охранно-пожарных услуг. Все дело в том, что "Стрелец-Мониторинг" лишил их возможности оказывать платные услуги по передаче тревожного сигнала по телефону, так как вызов пожарных теперь осуществляется по радиоканалу автоматически и бесплатно.
ФАС же сама предложила частникам подключать свое оборудование к "Стрельцу", установленному в пожарных частях, а сигнал с объекта вывести не в пожарную часть, а на радиопередающее оборудование посредника. Если сигнал в автоматическом режиме поступает от объекта в пожарную часть не напрямую, а через радиоэлектронное оборудование посредника, то в чем состоит услуга транслирующей организации? За что ему платить деньги, если его оборудование, смеем предположить, является ничем не оправданным препятствием? Ведь сигнал идет автоматически, он в дополнительной "помощи по ускорению" не нуждается. В этой связи инициатива ФАС выглядит по меньшей мере странной.
"Во-первых, это означает, что все социально значимые объекты находятся не под контролем МЧС, на которое, кстати, возложена обязанность по предотвращению пожаров и террористических актов, а под контролем посредника, который не только берет деньги с объекта, но и решает: передать сигнал о пожаре или нет, - полагает Виктор Кривошонок. - Посреднику обеспечен доступ к радиоканалу, но при этом посредника никто не контролирует, он может использовать любые средства связи и радиоустройства, а главное - он ни за что не отвечает. Одновременно автоматически снимается вся ответственность и с МЧС. Понимаете, насколько это опасно и чем может грозить? Особенно если речь идет о террористической угрозе". Кому это нужно и по какой причине лоббируются поправки в Закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"?
Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" был принят в 2008 году. Согласно п. 7 статьи 83, "системы пожарной сигнализации социально значимых объектов должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации".
Отметим, что благодаря части 7 статьи 83 Федерального закона на пульты связи пожарных частей был обеспечен вывод сигналов о пожаре с более чем 50 тысяч социально значимых объектов (49% от общего количества).
Несмотря на это, в МЧС говорят, что поправки к закону о включении в схему передачи извещений о пожаре транслирующей сигнал организации необходимы в интересах трудоустройства работников этих структур (что-то вроде менеджера по передаче сигнала о пожаре), и такие поправки уже подготовлены.
Неужели с МЧС полностью снимаются государственные функции по предотвращению пожаров и террористических актов? Помощь детям и старикам опять будет опаздывать?
Отмена требований статьи 83 повлечет также необязательность обслуживания уже оборудованных объектов. Но главное: если МЧС не будет отвечать за то, к какому радиоэлектронному оборудованию подключены школы, детские сады, больницы, то нет никаких гарантий безопасности находящихся в них людей. Стоит задуматься: если такое делается, значит это кому-то нужно.
Исполнение государственной программы призвано уже к 2018 году значительно снизить смертность в результате пожаров. Однако возникают предположения, что в свете проводимых МЧС России реформ система государственного пожарного надзора теряет фундаментальный принцип государственного принуждения к выполнению юридическими лицами и гражданами требований пожарной безопасности. Не об этом ли свидетельствуют резонансные пожары в Фундаментальной библиотеке академического Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в Москве и в ТЦ "Адмирал" в Казани?
Вызывает недоумение и ряд решений, принятых Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России. Разве не на МЧС возложены функции надзора в области пожарной безопасности? К чему могут привести такие нововведения, как отмена проверок субъектов, имеющих страховые свидетельства? И есть ли в страховых компаниях специалисты, способные провести оценку соответствия объекта требованиям пожарной безопасности?
Страхование в области пожарной безопасности происходит на основании предписаний госпожнадзора. Или возьмем другой пример: виды лицензируемой деятельности в этой области определены постановлением правительства РФ, согласно которому устанавливаются жесткие требования к лицензиатам, имеющим свою специфику. При этом МЧС предложило заменить лицензирование на механизм саморегулирования. Это противоречит не только мировому опыту, но и элементарной ответственности за жизни людей!