15.04.2015 20:07
    Поделиться

    Рост цен пошел на пользу уральским фермерам

    Потребление экологически чистых, натуральных диетических продуктов, давно ставшее трендом на Западе, может стать массовым и в России. Если еще недавно считалось, что покупать фермерский сыр или крольчатину могут позволить себе лишь обеспеченные горожане, сейчас картина изменилась. Стоимость обычных продуктов в магазинах подскочила настолько, что почти сравнялась с ценами на рынках. Приведут ли открывшиеся перспективы к росту производства на частных подворьях, выяснял корреспондент "РГ".

    Кто снимает сливки

    - В селе продукты есть, но крестьянам нужен доступ к покупателю, надежные каналы распространения. Без этого не развеется миф, что если продукция натуральная, то обязательно очень дорогая, - уверена фермер Елена Макушева.

    Елена - одна из основательниц неформального сообщества уральских селян, объединившихся для продвижения товаров с личных подсобных хозяйств. Оно возникло лет пять назад и поначалу активисты делали акцент исключительно на натуральности продукции частных подворий. За отборные продукты горожане с тугими кошельками готовы были платить в три-пять раз больше, чем за подобный товар в магазинах.

    Кризис разительным образом изменил ситуацию. После введения санкций и роста курса валют ретейлеры настолько резво стали поднимать цены на основные продукты питания, что к январю 2015 года они почти сравнялись с предложениями на колхозных рынках. К примеру, килограмм говяжьей вырезки и там, и там стоит примерно 500 рублей. Только если в магазине вам не удастся узнать о происхождении антрекота, то на рынке запросто расскажут, сколько теленку было от роду, в каком районе он щипал травку. И вот уже несколько месяцев ценовой паритет сохраняется.

    - Я не менее пяти лет торгую на этом рынке и не хочу терять клиентов, выставляя заоблачные цены. Да и не зависят мои коровы от валюты, а сложившаяся за годы цена творога и молока всех устраивает, - объясняет этот парадокс владелец личного хозяйства из села Храмцово Юлия Баканова.

    А вот безудержный рост цен в магазинах в надзорных органах объясняют жадностью посредников "между полем и прилавком", стремящихся снять сливки и даже из всеобщих проблем извлечь прибыль. Согласно установленным законодательством нормативам, финишная торговая наценка на сельхозпродукцию может достигать 40 процентов. Цепочка из трех звеньев - минимальный вариант: 10 процентов добавляют переработчики сырья, 15 - оптовики и столько же - розница.

    Хутор независимости

    - Я стараюсь при ведении бизнеса как можно меньше зависеть и от посредников, и от чиновников. Поэтому и юридическую форму выбрала самую свободную - личное подсобное хозяйство. Так проще отчитываться по налогам, да и цены на продукты устанавливаю обоюдовыгодные для себя и покупателя, - рассказывает жительница села Малые Брусяны Анна Коротаева.

    Несколько лет назад Анна продала двухкомнатную квартиру в Екатеринбурге и купила 12 соток земли с недостроенным коттеджем в деревне у Тюменского тракта. Члены семьи - две дочери и мама-пенсионерка - решение одобрили и с удовольствием окунулись в сельскую жизнь. Понятно, ехали в деревню не просто наслаждаться тишиной и свежим воздухом, а заниматься своим делом. К его организации приступили, как заведено у горожан, с помощью Интернета. Фермерские сайты подсказали, что наибольшие перспективы открываются в птицеводстве. Так в усадьбе Коротаевых появилась перепелиная ферма почти на две тысячи голов. Причем перепелки хоть и размером в два кулака, но особой мясной породы. И несутся ежедневно, и для ценителей деликатесных блюд - находка.

    Дальше - больше. Занялись разведением кур-бройлеров, наладили контакты с фермой по поставке молока. И закрутилось: простокваша, творог, домашний сыр, майонез собственного производства, сливочное масло, мясо птицы... Проблему со сбытом Анна также решила через Интернет: принимала заказы и доставляла продукты в город на своей машине. А дальше сработала самая действенная в таком бизнесе реклама - сарафанное радио. Помимо одиночных клиентов появились и коллективные, особенно после того, как в городе открылись фермерские магазины.

    - Если честно, то разговоры о кризисе от меня очень далеки. Все идет как обычно, торгуем по ценам, которые установились еще года два назад. Разве что заказов прибавилось, едва успеваем выполнять, - рассказывает Анна. - Недавно заглянула в магазин и очень удивилась: там бутылка пастеризованного молока стоит столько же, сколько у меня - свежего, от коровы. То же и с творогом. При этом по вкусовым качествам продукты просто несравнимы.

    На мой вопрос, почему сама мотается по клиентам, а не использует официально действующие в Екатеринбурге рынки, Анна пожала плечами:

    - Когда я в городе жила, торговлей занималась, так что прекрасно знаю, насколько это все хлопотно, когда идешь официальным путем. Во-первых, чтобы узаконить место на рынке, времени надо потратить немерено. К тому же самые бойкие места давно заняты, а топтаться на задворках смысла нет. Во-вторых, самой недосуг торговать, надо нанимать продавца, а это лишние расходы. По-моему, стационарный рынок, в принципе, не самый эффективный способ реализации для частника.

    Через тернии к прилавку

    На Среднем Урале, по данным статистики, личное подсобное хозяйство ведут более 330 тысяч семей. До сих пор их вклад в наполнение продуктового рынка был невелик - не превышал 10 процентов, что даже ниже, чем в среднем по стране. При этом не только в нашем, но и во многих других регионах признают: на рынок частные сельхозпроизводители прорываются с большим трудом. Условия реализации, диктуемые крупными ретейлерами, не годятся для фермеров. Поставлять товар под заказ в требуемых объемах, да еще и с оплатой после реализации готов не каждый крестьянин. Традиционный вариант так называемых колхозных рынков, как показывает практика, тоже не идеален. В Екатеринбурге семь стационарных сельхозрынков. Несмотря на то что некоторые из них открылись в последние десять лет, принципы работы - из прошлого века. К примеру, ни у одного нет интернет-сайта, на котором продавцы могли бы знакомить со своими товарами, а покупатель - заранее осведомиться об ассортименте и ценах.

    По моим личным наблюдениям, городские рынки подвержены еще одной болезни: более половины стоящих за прилавком - не крестьяне, а реализаторы. В лучшем случае - перекупщики натуральной деревенской продукции, но и таких немного. Места у самого входа часто занимают продавцы китайской и корейской еды, следом идут торговцы красной рыбой и черной икрой, ряды с явно завозными фруктами и овощами. И только потом теснятся фермеры из Ирбита, Талицы, Белоярки. Кстати, по установленному в Екатеринбурге регламенту на городских рынках местным сельхозпроизводителям должно отводиться не менее восьми процентов торговых мест. На взгляд покупателя, этот показатель не соблюдается.

    Нынешний период "ценового равноденствия" фермеры считают уникальным и уверены: при поддержке местных властей они могли бы сделать рывок в покорении рынка. Надеются прежде всего на помощь в реализации продукции.

    Надо сказать, что после введения санкций, повлекших негативные процессы на региональном продовольственном рынке, власти также обратили внимание на такой ресурс, как мелкие хозяйства. Недавно правительство Свердловской области приняло специальный регламент, упрощающий торговлю на сельскохозяйственных рынках: соответствующий областной закон был принят еще в 2007 году, теперь же в него внесены существенные изменения.

    - Получить разрешающие документы на торговлю на рынках предприниматели смогут за один день. Ранее сроки получения разрешений не были оговорены. Кроме того, не менее 60 процентов торговых площадей на рынке должны быть заняты производителями, а не перекупщиками, - рассказал заместитель министра АПК и продовольствия Свердловской области Сергей Шарапов.

    Как считают в министерстве, новации позволят снизить барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе мелких сельхозпроизводителей, в части организации деятельности по реализации товаров на розничных рынках.

    Другой вариант предложили власти Екатеринбурга, возродив ярмарки выходного дня.

    - Мы рассчитываем, что на этих рыночках будут продаваться товары по минимальным ценам, а местные производители получат конкурентное преимущество, - заявила председатель комитета по товарному рынку городской администрации Елена Чернышева.

    Сами фермеры эти решения прорывными не считают: методы традиционные, проверенные, но не приводящие к очень уж весомым результатам.

    - Сейчас мы с поставщиками-фермерами рассматриваем вариант адресной доставки. Причем не обязательно через интернет-магазин. Это могут быть сети приема заказов в жилых домах и торговых центрах, что позволит исключить дополнительные расходы, связанные с содержанием магазинов, неизбежно отражающиеся на розничной стоимости, - предлагает свой бизнес-подход Елена Макушева.

    Конечно, крестьяне-единоличники вряд ли смогут прокормить мегаполисы. Но добавить в кашу горожанам свою ложку экологически чистого масла вполне способны.

    Поделиться