"Заречье" - редчайший по нынешним временам случай, когда зарубежный инвестор сам предложил создать в Якутии новую отрасль промышленности - газохимию. Бизнесмены из Индии готовы вложить в проект 1,4 миллиарда долларов.
Однако жителей сельскохозяйственного Мегино-Кангаласского района, где предполагается построить завод, встревожило, что место для него выбрали на берегу Лены. Люди боятся, что экология великой и пока еще относительно чистой реки будет серьезно нарушена. Во многих селах прошли митинги против создания ТОСЭР. Селяне нашли поддержку и в Якутске, в том числе среди депутатов регионального парламента и в Общественной палате РС(Я).
На заводе планируют выпускать из природного газа органическое удобрение карбамид - продукция пойдет на экспорт. Кроме того, местная нефтегазовая компания намерена наладить на площадке ТОСЭР производство сжиженного газа и моторного топлива для сбыта внутри региона.
Газохимический кластер может стать в сырьевом регионе первым крупным экспортно-ориентированным перерабатывающим комплексом. Но население и многие республиканские общественные организации выступают категорически против.
Надо отметить, до этого власти республики трижды пытались организовать газохимическое производство, благо сырья хватает. В двух случаях, пока речь шла об общих планах, все было нормально. Но как только под завод выбирали определенную территорию, жители окрестных населенных пунктов выходили на митинги и пикеты. В итоге планам не суждено было сбыться.
Третий проект был связан со строительством газопровода "Сила Сибири". Правительство Якутии предложило наладить газоперерабатывающие производства рядом с этой трубой неподалеку от места добычи сырья. Однако "Газпром" предпочел проводить все манипуляции с газом ближе к Транссибирской железнодорожной магистрали, выбрав для этого площадку близ города Белогорск Амурской области.
Предложение индийских бизнесменов стало, по сути, четвертой попыткой. Недавно представители зарубежной компании побывали в Якутии, встретились с местными жителями и общественностью, чтобы объяснить свою позицию и выслушать аргументы якутян. На общественных слушаниях они отметили, что вкладывают в производство деньги не для того, чтобы получать убытки от аварий, что завод будет соответствовать всем требованиям экологической безопасности. Однако участники слушаний пришли в зал с транспарантами "Мы против химзавода", "Мы за чистые воды реки Лена!", и переубедить их никто не смог.
Представители нескольких общественных организаций опубликовали обращение ко всем участникам проекта, в котором, в частности, написано: "Пока не будет официального объявления о прекращении деятельности по строительству газохимического завода "Заречье", акции протеста будут дальше продолжаться в нарастающем темпе". Этому заявлению можно верить, поскольку в числе подписавших его - руководитель весьма влиятельного в республике "Саха общественного центра", депутат регионального парламента Иван Шамаев.
Оценивая возникшую ситуацию, вице-премьер правительства России - полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев отметил, что у людей всегда есть выбор, как жить - "в кристально чистой природной среде или все-таки иметь какие-то деньги в кармане, но при этом иметь где-то и предприятие".
- В любом случае будут соблюдены все интересы людей, но экономику на Дальнем Востоке надо развивать, - подчеркнул он.
Между тем под давлением общественности первый заместитель председателя правительства Якутии Павел Маринычев уже вынужден был заявить:
- Возможно, заводы будут построены в другом месте.
Пока таких "других мест" в регионе нет. Инвесторы не случайно выбрали территорию рядом с поселком Нижний Бестях - конечной станцией на Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ). Для подобного производства необходимо соседство железной дороги и газопровода. Но в Якутии рельсы, по которым можно вывозить планируемые 1,7 миллиона тонн карбамида в год, пока соседствуют с газовой трубой лишь в районе предполагаемой ТОСЭР "Заречье".
Другие точки соприкосновения газопровода и единственной якутской железной дороги появятся лишь к 2018 году, когда к АЯМу подведут трубу "Силы Сибири" с ответвлениями для газификации населенных пунктов. Это произойдет значительно южнее.
PRO
Афанасий Егоров, руководитель департамента по делам печати и телерадиовещания РС(Я):
- Еще полгода назад "диванные аналитики" дружно хаяли правительство за то, что республика только добывает полезные ископаемые, не перерабатывая их. Дескать, мы "сырьевая колония", "банановая республика" и прочее. Зато теперь делают изумленные глаза, типа - откуда что взялось? А ведь объяснение лежит на поверхности. Называется оно закон о ТОСЭР. Именно льготы и преференции, предоставляемые этим законом, сделали рентабельной переработку в Якутии полезных ископаемых, в частности, газа. Но этот принципиальный момент никак не дойдет до тех, кто тупо вязнет в несущественных гаданиях: "Кто конкретно придумал? Почему именно у нас? Как это стало вдруг выгодно?".
CONTRA
Виктор Федоров, депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я):
- Площадь, требующаяся под завод карбамида, равна 200 гектарам, еще планируют строительство заводов по производству метанола и сжижению газа. Всего под ТОСЭР выделяют две тысячи гектаров. Пусть указанные заводы тоже по 200 гектаров, а остальные 1400 куда? Ведь понятно, что если будет организована ТОСЭР, правительство РФ создаст управляющую компанию, которая самостоятельно, никого не спрашивая, станет привлекать резидентов. Понятно, что если в ТОСЭР химическое производство, то, скажем, продукты питания, детские товары и все остальное, кроме химии, производить не будут. То есть Якутия в перспективе получит в Нижнем Бестяхе как минимум десять химзаводов, и, может быть, карбамидный окажется среди них не самым опасным.