С бумагой надежнее
Александр Юрьевич, удалось ли справиться с очередями, которые сопровождали работу комитета с момента его создания?
Александр Спиридонов: Вопреки ожиданиям, в 2015 году ажиотаж не спал, ежедневно на прием только в центральный офис госкомрегистра приходят около 500 человек. Хотя из 10 посетителей только один нацелен на решение конкретной задачи: покупку, продажу, оформление наследства. Остальные пришли получить информацию. И это при том, что, в отличие от замены паспортов или водительских удостоверений, права собственности на недвижимое имущество крымчан признаны бессрочными и повторно вносить сведения о них в единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) не нужно.
Какими сведениями спешат поделиться крымчане?
Александр Спиридонов: В отличие от прошлого года, когда из общего объема внесенных в госкадастр недвижимости (ГКН) сведений 28 процентов были о земле и 72 о другой недвижимости, в этом году это соотношение поменялось - соответственно 43 и 57 процентов. Это говорит об оживлении купли-продажи земли под индивидуальное жилищное строительство и реализацию бизнес-проектов.
Жители каких регионов наиболее активно регистрируют землю?
Александр Спиридонов: По традиции, ЮБК и Симферопольского района, а также Евпатории, Сак и Сакского района. Интересно, что часто предметом сделки купли-продажи становятся руины бывших производственных баз. И расположены они не в городах, где на таком участке можно возвести многоэтажку и продавать в ней жилье. В сельской глубинке покупают разваленные фермы, складские помещения, бывшие автобазы. Значит, бизнес рассматривает такие площадки как инвестиционные, для дальнейшего их использования при создании сельскохозяйственного и промышленного товарного производства.
Запоздалая инициатива
Насколько активно вносит в реестр сведения о своих недвижимых активах уже действующий бизнес?
Александр Спиридонов: Активно. Несмотря на то, что это не обязательно, у юрлиц есть в этом потребность. Например, для получения разрешительных документов на определенные виды деятельности им нужно предоставить выписку из ЕГРП о наличии помещений. Так было в конце декабря 2014 года, когда нас буквально захлестнул поток предпринимателей, торгующих алкоголем. Так же без выписки ЕГРП не обойтись, если предприятие намерено взять кредит: чтобы недвижимое имущество могло стать предметом залога, оно должно быть внесено в реестр.
Кстати, активно вносят сведения об объектах недвижимости и те, кто выдает кредиты. Процесс приобретения российскими банками помещений украинских финучреждений был непростым. Ведь республика национализировала только имущество "Приватбанка", а остальные банки продали свои помещения в Крыму, де-факто понимая, что Крым - это навсегда территория РФ. И им порой приходилось проводить отчуждение через третьих лиц из других стран.
Промышленные предприятия уже внесли сведения о своих объектах?
Александр Спиридонов: Многие сделали это несмотря на то, что размер госпошлины за внесение сведений об отдельно стоящем объекте недвижимости составляет 22 тысячи рублей. У завода "Фиолент" таких объектов несколько сотен, у "Массандры" - более 600. Тем не менее и "Фиолент", и "Массандра" внесли их. Сделали это заводы "Залив", "Стройиндустрия", "Крымский содовый завод", "Бром", "Керченский стрелочный", "Керченский металлургический комплекс", крупные строительные компании.
Госкомрегистр выступил с законодательной инициативой освободить юрлиц от уплаты пошлины при первичной регистрации недвижимости в ГКН. Какова ее судьба?
Александр Спиридонов: Госкомрегистр действительно предложил внести изменения в Налоговый кодекс РФ, освободив граждан и организации от уплаты госпошлины за перерегистрацию прав на недвижимое имущество, возникших до принятия Крыма в РФ. Сейчас законопроект находится на экспертизе в главном юридическом управлении Администрации президента РФ. Если он получит положительное заключение и будет утвержден Госдумой, регистрация упростится.
Но крупные предприятия, имеющие большие производственные комплексы, уже внесли сведения о них в ЕГРП. Получается, ваша инициатива несколько запоздала?
Александр Спиридонов: Однозначно опоздала. Но такие инициативы - не наша обязанность. Мы лишь исполнили поручение главы республики, который откликнулся на многочисленные обращения бизнеса. А вообще такие вопросы должен поднимать уполномоченный по правам предпринимателей.
Кстати, у госкомрегистра есть и одна собственная инициатива - передать нам право самостоятельно устанавливать границы земельных участков на основе имеющихся документов. По закону можно отчуждать только участки с утвержденными границами. Сейчас сведения в ЕГРП вносятся с пометкой "без установления границ", возникают проблемы.
Успеть оформить
Но это потребует дополнительного количества сотрудников, которых и так не хватает?
Александр Спиридонов: Вы правы, сейчас штатная численность госкомрегистра в два раза меньше реальной потребности. В среднем по России на 10 тысяч населения приходится 5,5 сотрудника кадастрово-учетной сферы, в Крыму - 2,4 специалиста. Это не совсем справедливо по отношению к крымчанам. Причем, в отличие от ФМС и ГИБДД, которые являются федеральными структурами, куда можно командировать необходимое количество людей из других регионов, госкомрегистр - структура республиканская, и чтобы расширить штат, мы должны получить согласие из Москвы.
Напрашивается вопрос: может быть, не стоило создавать в Крыму республиканскую структуру, а, как в других регионах, доверить полномочия Росреестру?
Александр Спиридонов: Когда мы в августе прошлого года начинали работу, на построение более сложной модели не было времени. Формирование республиканских органов власти было гораздо проще, чем федеральных структур в Крыму. Сейчас есть возможность совершенствоваться. В идеале прием документов должны вести многофункциональные центры (МФЦ), благодаря которым в других регионах РФ удалось решить вопрос очередей. Кстати, у Росреестра есть норматив, по которому не менее 70 процентов документов должны принимать многофункциональные центры. Кадастровая палата должна осуществлять учет, а госкомрегистр - заниматься регистрацией и внесением сведений об арестах и ограничениях. Пока же мы и консультируем, и документы принимаем, и сведения вносим.
А когда начнете оцифровывать архивы?
Александр Спиридонов: За 2015-2016 годы ГКН нужно наполнить сведениями об объектах недвижимости и капстроительства. Делаться это будет автоматически, то есть с помощью тотальной оцифровки правоустанавливающих документов на землю и объекты капстроительства, "заливки" их через соответствующий программный продукт в ЕГРП с присвоением кадастровых номеров. В России этот процесс идет уже шестой год, а в Крыму придется все сделать за два года.
Но это объективно нужная работа, потому что с марта 2016 года в Крыму будет введен налог на недвижимое имущество. На оцифровку архивных сведений выделяются серьезные средства - 570 миллионов рублей для Крыма и Севастополя. Госкомрегистр как ответственный за эту работу уже ведет переговоры с КрымБТИ и другими организациями. Сложностей будет много, например, сведения в ГКН нужно вносить только на русском языке, то есть все документы потребуется перевести на русский язык. С этим не сталкивались ни в одном регионе РФ. Но, уверен, мы и с этим справимся.