В Крыму предложили ввести двухставочные тарифы на водоснабжение

В водопроводных сетях Крыма теряется от 35 до 50 процентов питьевой воды. В условиях ограничения водных ресурсов это непозволительно. Заменить все аварийные водоводы или хотя бы провести их капремонт предприятиям водоканализационного хозяйства не по карману. Частично решить проблему поиска средств могли бы двухставочные тарифы. С предложением ввести их министр ЖКХ Крыма Александр Жданов обратился к правительству РФ.

Худые сети

Централизованным водоснабжением в Крыму могут похвастать только 76,9 процента населенных пунктов. Если вода из крана бежит во всех 16 городах и 53 поселках городского типа (лишены ее только поселок Научный Бахчисарайского района, Курортное и Щебетовка Феодосийского горсовета), то в сельской местности из 956 сел водопроводы есть только в 546. Остальные живут на привозной воде.

Но и там, где есть централизованное водоснабжение, говорить о качестве воды можно не всегда. Из 5597 километров магистральных трубопроводов Республики Крым 2118 - ветхие и аварийные. Аналогичная ситуация и с уличными сетями: из 8570 километров не годны 3283. Более 40 процентов водопроводных сетей имеет износ свыше 90 процентов, примерно 20 процентов эксплуатируются более 50 лет.

- Распределительные сети фактически отработали срок амортизации, - рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства Крыма Александр Жданов.

Аналогичная ситуация и с системами водоотведения. Централизованную канализацию имеют все 16 городов, 16 поселков городского типа (64 процента от общего количества), 42 села (5,4 процента). Но оборудование очистных сооружений сплошь изношено, так что очистить стоки до нормативных показателей ему не под силу.

Актуальна проблема не только для сельской глубинки, но и для курортного побережья. О необходимости строительства современных канализационно-очистных сооружений в поселках Южного берега Крыма последние четверть века говорилось много. И даже что-то делалось, но из-за вечного дефицита средств - медленно и некачественно. Например, в Рыбачьем, где очистные сдали еще в мае 2012 года, сразу же обнаружились недоделки. В Малореченском строительство новых очистных остается на нулевом цикле, а модернизировать прежние практически невозможно. В поселке Утес здание готово, но нет оборудования. В Новофедоровке станции не готовы, в Орджоникидзе заканчивается строительная часть работ.

Не полностью обеспечены централизованными системами водоотведения даже микрорайоны крымской столицы: Новосергеевка, Белое, Красная горка, Верхняя Украинка, Петровская балка, Новониколаевка. Нет нормальных очистных в частном жилом секторе в городе Старый Крым Кировского района и в городе Судак.

- Чтобы соответствовать требованиям природоохранного законодательства РФ, Крыму требуется строительство новых, реконструкция и модернизация существующих очистных сооружений, - говорит министр.

Заведомо убыточные

Последние четверть века предприятия водоканализационного хозяйства новые объекты практически не строили. Денег, полученных от их деятельности, не всегда хватало даже на текущее латание дыр. Причина в том, что тарифы покрывали реальные расходы на поставку воды не более, чем на половину.

Прошлый год все 162 водоснабжающих предприятия тоже отработали с убытками, поскольку тарифы возмещали затраты не более чем на 70 процентов. Новую стоимость услуг госкомцен РК утвердил только 20 поставщикам, которые смогли их рассчитать и обосновать. В зависимости от региона стоимость услуг сейчас колеблется от 8,73 рубля за кубометр в Евпатории до 31,1 рубля в Ленинском районе.

- В действующий тариф заложено текущее содержание и амортизация сетей, зарплата, транспортные расходы и стоимость подачи воды, - рассказал

и. о. главного инженера ГУП РК "Водоканал Южного берега Крыма" Владислав Тимченко. - Но эти тарифы покрывают расходы предприятия на 40 процентов. Так было и в предыдущие годы: расходы росли, а на повышение тарифов для населения был введен мораторий. Расходы мы перекладывали на вторую группу потребителей (организации и предприятия), для которой стоимость услуг была сильно завышена: для населения действовал тариф 4,5 гривны, а для второй группы - 14 гривен.

В 2015 году предприятие незначительно увеличит тарифы - примерно на 20 процентов. Но до экономически обоснованного уровня еще далеко.

- Нынешние тарифы не обеспечивают возмещения затрат, естественно, нет в них и инвестиционной составляющей, - рассказала Ольга Костенок, заместитель генерального директора по экономическим вопросам крупнейшего водоканала республики ГУП "Вода Крыма". - Совмин РК определил график поэтапного изменения тарифов. Достичь экономически обоснованного уровня они должны до 31 декабря 2017 года, потому что резко увеличивать стоимость услуг для населения мы не можем. Но пока тарифы не обоснованы, разница между себестоимостью услуги и ее стоимостью для потребителей будет ложиться на бюджет.

Утекающие доходы

Есть у крымских водоканалов и еще одна проблема - неравномерность спроса на услугу в течение календарного года. Летом из-за притока отдыхающих потребление воды значительно возрастает, а осенью, зимой и весной, напротив, падает. Особенно ярко тенденция проявляется в курортных регионах. Например, у "Воды Крыма" в прошлом году количество "сезонных" потребителей составляло свыше 45 тысяч (около 10-15 процентов).

- Предприятие же постоянно несет расходы: чтобы у потребителей была вода, специалисты работают круглосуточно, - рассказывает Ольга Костенок. - Но если человек уехал и приборы учета не фиксируют потребление в его квартире, он, естественно, не оплачивает услуги водоснабжения. Соответственно, расходы на подачу воды предприятию не возмещаются, что приводит к убыткам.

Выход из этой ситуации минЖКХ Крыма видит в введении двухставочных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Федеральное законодательство предусматривает возможность перехода на них в течение определенного периода времени.

- Двухставочные тарифы состоят из ставки за содержание централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (плата за содержание мощности) и ставки за объем поданной воды или принятых вод, - рассказал первый заместитель председателя госкомитета по ценам и тарифам РК Юрий Новосад.

Если орган регулирования примет решение о переходе на новый вид тарифов, то перед его введением специалисты подсчитают, насколько увеличится платеж для потребителей. Если он вырастет более чем на 20 процентов, будет установлен переходный период на срок до пяти лет.

- У двухставочных тарифов есть неоспоримые преимущества, и они однозначно помогут стабилизировать финансовое состояние компании, повысив ее инвестиционную привлекательность, - считает он.

Бюджетная подпитка

Поддерживают инициативу профильного министерства и предприятия отрасли.

- Я считаю, что введение двухставочных тарифов на услуги водоснабжения будет справедливым, ведь за услуги фиксированной телефонной связи мы вносим абонплату и оплачиваем стоимость фактически потребленных услуг, потому что предприятиям нужно содержать сети, - говорит Ольга Костенок. - У водоканалов аналогичная ситуация, только состояние сетей намного хуже.

Пока ремонтировать сети помогает бюджет. За счет средств федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года" и госпрограммы реформирования ЖКХ Крыма на 2015-2017 годы в нынешнем году на ремонт водопроводных сетей выделят шесть миллиардов рублей, а до 2020 года - порядка 60 миллиардов. Но в перспективе предприятия отрасли должны будут вести текущие ремонты и заниматься модернизацией водоканализационного хозяйства за свои средства, заработанные или инвестиционные.

- Потребность в средствах - многомиллионная, - говорит Владислав Тимченко. - Деньги нужны и на ремонт, и на замену сетей, и на прокладку новых. Но пока в тарифе не будет инвестиционной составляющей, никто из инвесторов не зайдет, хотя интерес к отрасли у них есть. Потенциальный инвестор хочет знать, когда и как он вернет вложенные средства. И это справедливо.

Кстати

162 предприятия водоканализационного хозяйства работают в Крыму. Износ оборудования канализационных очистных сооружений в Крыму - 48 процентов, водоочистных станций - 87 процентов, сетей водоснабжения - 55 процентов, канализационных - 63 процента, водопроводных насосных станций - 76 процентов, а канализационных насосных станций - 54 процента.