Вузы, которые серьезно занимаются подготовкой кадров для государственного и муниципального управления с уклоном в IT, в России можно пересчитать по пальцам. Первая в России магистерская программа по решению задач электронного правительства была открыта в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО).
- Мы учим практиков, а в этом случае всегда есть риск, что ученик окажется более компетентным, нежели учитель. Еще одна проблема заключается в том, что обучение по большей части дистанционное. Понятно, что оторвать человека от работы на два года мы не можем, - рассказал директор Центра технологий электронного правительства при вузе, член экспертного совета Комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации Андрей Чугунов.
- У нас в регионе специалистов по электронному правительству не готовит никто, - поделился в свою очередь заместитель председателя правительства Северной Осетии Леонид Кесельбренер. - Берем айтишников, обучаем их в процессе работы. В целом отмечу, что в стране нет системного решения этого вопроса. Что-то пытаются делать на базе Северо-Кавказского федерального университета, но порой компетентность преподавателей вызывает вопросы. Решение проблемы мы видим в обучении на месте, чтобы в регион приезжали преподаватели из учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов, где эта тема хорошо проработана. Именно на основе российских практик надо обучать и вести переподготовку специалистов.
По словам Андрея Чугунова, несколько лет назад он предлагал минкомсвязи проработать это направление, однако поддержки не нашел: чиновники сослались на то, что это скорее компетенция министерства образования.
Заместитель декана факультета "Высшая школа государственного управления" Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС Марина Маленькая поделилась неутешительной статистикой. Несмотря на очевидную нехватку кадров в сфере электронного госуправления, востребованность специалистов, чиновники не спешат обучаться этой специальности.
- За последние три года только четыре процента наших слушателей выбрали курсы, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, - отметила эксперт. - При этом, когда набираются группы на такие программы, мы всегда сталкиваемся с непониманием руководителей, которые отправляют подчиненных на обучение, кому же из сотрудников оно требуется. Как правило, это две крайности - узкие IT-специалисты, которые знают, как решить задачу, но не могут ее сформулировать сами. Либо управленцы, которые весьма далеки от IT.
Лучший же результат, как заметил Андрей Чугунов, достигается, когда заниматься задачами электронного правительства поручают управленцу с IT-бэкграундом. "Проблемы электронного правительства - не в технологической сфере, а в управленческих решениях, в головах", - подытожил эксперт.