Свое видение проблемы по итогам соответствующего круглого стола в беседе с корреспондентом "РГ" изложил руководитель центра "Информационные технологии в госуправлении" компании "АйТи" Виктор Гриднев:
- Круглый стол на Нижегородской ярмарке стал продолжением семинара, который состоялся в феврале текущего года в Санкт-Петербурге. Его проведение было обусловлено пониманием того, что большая часть смыслов информатизации государственного управления, которые были сформулированы в середине прошлого десятилетия, в значительной степени исчерпаны.
В 2008 году планировалось, что к настоящему времени все мероприятия в рамках стратегии "Информационное общество" будут реализованы. Считалось, что уже тогда для этого были в наличии в необходимом объеме и технологии и ресурсы. Однако поставленные задачи не реализованы. Возникает вопрос, стоит ли продолжать двигаться в том же направлении, или пора сформулировать новую повестку дня? Ведь ситуация в стране за последний год резко изменилась, а мы продолжаем работать в логике десятилетней давности. Органы власти уже столкнулись с кадровыми и бюджетными ограничениями при внедрении информационных технологий.
Еще одна нерешенная проблема - не создан механизм утилизации старых информационных систем, из-за чего образуется балласт. Во многих федеральных ведомствах до сих пор есть системы, которые не работают, но и расчистить эти "авгиевы конюшни" нельзя - нет соответствующего регламента. Захламление информационного пространства не позволяет двигаться дальше.
Однако гораздо серьезнее мешает развитию IT непонимание чиновников, что это такое - информационные технологии - и зачем они нужны. Только прямое распоряжение первых лиц региональных администраций и федерального правительства позволяет более-менее быстро внедрять информационные технологии. Вопрос трансляции той или иной проблемы на руководство страны является критическим.
Информационные технологии все больше влияют на нашу жизнь. Вопрос в том, что с точки зрения государственных органов, процесс тотальной информатизации должен быть контролируемым и управляемым, а на практике этого нет. Это значит, что могут появиться неожиданные последствия. К примеру, на Западе уже вовсю ставятся эксперименты по внедрению в человеческий организм электронных устройств, различных чипов. Пока это из области фантастики, но переход в новую реальность может произойти очень быстро.
У нас пока нет ответов на вопросе, как именно должна развиваться сфера государственных информационных технологий, мы в поиске. Но даже обозначение этой проблемы, постановка ее на повестку дня, привлечение к обсуждению большего числа экспертов, являются шагом вперед.