Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:
- Президент Владимир Путин сказал, что социальная помощь людям должна быть адресной, и правительство работает над этим. Это очень правильное направление.
Но сначала нужно определиться, с какого момента считать человека, нуждающимся в этой помощи? Если его доход ниже прожиточного минимума? Но это не показательно. "Минимум" сейчас не учитывает многие реальные расходы. И в том числе - на "коммуналку". И семьи, доходы которых равны прожиточному минимуму на человека, балансируют между бедностью и нищетой.
И нельзя делать адресным маткапитал. Здесь труднее всего определить категорию "нуждаемости". Он выдается на перспективу. Неизвестно, какая ситуация будет в семье, когда родители решат им воспользоваться. Может случиться, что семья миллионера обнищала и маткапитал будет единственной возможностью оплатить обучение ребенка. Нужно установить единые правила - когда семья имеет право на помощь. Стоит разработать регламенты учета и предоставления услуг, чтобы льготы и материальная поддержка предоставлялись по единому стандарту.
Также стоит более адресно подходить к начислению пособия на ребенка до 1,5 лет. Сейчас оно во многом зависит от трудового стажа родителя. На мой взгляд, нуждаемость, доход семьи - более важные критерии для определения его размера.
Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития:
- Выбор однозначен - необходимо переходить к новой модели экономического роста. Если ничего не делать сейчас, то выйдя из рецессии, мы можем попасть в многолетнюю зону крайне слабых темпов развития.
Что для этого надо сделать? Первый шаг - корректировка бюджета на следующую трехлетку и придание ему в целом модернизационной направленности. Второе - через различные поощрения и льготы необходимо расширять присутствие в экономике малого и среднего бизнеса с нынешних 20 до 40 процентов уже к 2020 году. Третье - нужно пересматривать соцрасходы государства, подумав об их большей адресности. Важнейшая задача - "перезагрузка" всей пенсионной системы.
Эта реформа и заложит основы для будущего экономического роста, даст приток "длинных денег", через которые возможным станет финансировать большие инфраструктурные проекты, включая транспортные на востоке страны. В свою очередь, без этих проектов мы не сможем продвинуться и застолбить торговые ниши в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе.