Новости

17.04.2015 00:09
Рубрика: Культура

МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна

"Мефисто". Спектакль Адольфа Шапиро по мотивам романа Клауса Манна "Мефистофель". МХТ им. А.П. Чехова. 17, 28, 29 апреля.

После гончаровского "Обрыва" и чеховского "Вишневого сада" режиссер Адольф Шапиро поставил в МХТ имени Чехова спектакль по мотивам знаменитого романа немецкого писателя Клауса Манна, ранее почти полвека запрещенного в ФРГ. Это истории одной карьеры и одной жизни талантливого артиста, режиссера и театрального деятеля в условиях тоталитарного государства, который решил продать свой талант ради славы и карьеры нацистам; фактически - душу дьяволу. Взаимоотношения власти и творческой личности Адольфа Шапиро здесь интересуют именно в контексте зарождения истоков и распространения нацизма в обществе. "Господи, да если бы в конце 20-х - начале 30-х было телевидение, Гитлер бы шел к власти не десятилетие, а пять месяцев!.. Антропологи по людским останкам научились воссоздавать картины прошлого. А нельзя ли по тому, что осталось (или не осталось) в нас человеческого, понять, что ждет нас завтра? Нас - это меня, вас, друзей, соседей, страну. Вот о чем я думал, репетируя спектакль. В конце концов, ведь вопрос не в том - быть или не быть. А как жить так, чтобы быть, а не существовать", - предваряют премьеру слова режиссера.

Судя по первым предпремьерным показам, это будет очень мощное театральное высказывание с Алексеем Кравченко в главной роли и яркой неожиданной игрой Станислава Любшина в непривычном для него образе, Николая Чиндяйкина, Андрея Бурковского и всей актерской команды - здесь она сложилась.

В интервью, процитированном на официальном сайте МХТ им. Чехова, Адольф Шапиро, можно считать, подготавливает потенциального зрителя этого далеко не развлекательного спектакля на нужный настрой: "Как удивительно многообразна игра, которую человек ведет с самим собой. На какие хитрости он может пойти, чтобы обеспечить свой душевный комфорт, чтобы успокоить собственную тревогу, комфортно расположиться в жизни... Молчание, когда надо говорить, - это ржавчина, которая разъедает душу. Мне интересно, чтобы люди увидели, что это за механизм. Как правило, спекуляция ведется на хороших чувствах. Понимаете? Вот в "Мефисто" - на патриотизме, чтобы вернуть величие Германии. Самая ужасная формулировка, на которой играют тоталитарные режимы - "народ всегда прав". Ерунда полная. Правы немцы, которые проголосовали за Гитлера? Народ - как человек, он может заблуждаться, болеть, совершать непоправимые ошибки... Сейчас многие люди, говоря о советском времени, утверждают, что это было время, когда не было выбора. Тем самым они реабилитируют собственный конформизм. Выбор всегда остается. Просто есть ситуации, когда мы не хотим видеть выхода".

Премьера фильма о паралимпийцах состоится на "Культуре"

Премьера документального фильма "Дух в движении" - на канале "Россия К", 25 апреля в 20.15

Документальная лента "Дух в движении" получила статус официального фильма XI Зимней Паралимпиады в Сочи. И такое случилось впервые - беспрецедентный случай. Название картины "Spirit in Motion" - официальный девиз Паралимпийского движения. Первоначально ее планировали показать на канале "Россия 1", но потом все же решили сделать премьеру на "России К".

Фильм, в котором нет ни одного кадра, снятого конъюнктурно или фальшиво, был сделан выпускницами мастерской известного мастера неигрового кино Сергея Мирошниченко во ВГИКе: Софией Гевейлер, Юлией Бывшевой и Софией Кучер. Съемки проходили и во время XI зимней Паралимпиады в Сочи в 2014 году, и до нее - в течение года на разных континентах земного шара.

Трудно поверить в то, что работа сделана вчерашними студентами, хотя ее искренность и чистота это доказывают как нельзя лучше. В картине чувствуется "рука мастера", и скорее всего, именно хорошая репутация Сергея Мирошниченко, равно как и тема фильма, повлияли на то, что выпускники ВГИКа получили дополнительное финансирование от министерства культуры и поддержку телевидения, поэтому и смогли осуществить столь масштабный проект.

- Над фильмом работали в общей сложности около ста молодых людей - операторы, звукооператоры, актеры по озвучиванию. И это говорит о том, что у нас в стране есть очень хорошая, сильная, талантливая молодежь, и она может создавать духоподъемные картины, - подчеркивает продюсер фильма Сергей Мирошниченко.

Спортсмены разных вероисповеданий, национальностей и характеров со всех континентов представляют зимние паралимпийские виды спорта: биатлон, лыжные гонки, горные лыжи, следж-хоккей, керлинг на колясках и пара-сноуборд. Фильм состоит из нескольких новелл, и в нем - трогательные человеческие истории сильнейших паралимпийцев планеты. В каждой из них - рассказ о личностном и личном: о подвиге людей с ограниченными возможностями. Однако в этой работе сильны не только истории, но и техника, в которой они показаны. Например, анимационные заставки к фильму сделаны оскаровским лауреатом - россиянином Андреем Петровым.

- В этой картине есть то, что уже давно забыто, - чувство интернационального локтя, дружбы народов. Причем показано это не натужно, а так искренне, что ты начинаешь вспоминать 60-80-е годы прошлого века, когда это было нормой жизни. Режиссеры хотели охватить весь земной шар, чтобы показать, как люди с ограниченными возможностями справляются со своей бедой в разных частях света. Но суть картины даже не в этом. Совершенно разные жизненные обстоятельства могут привести к подобным физическим катастрофам каждого из нас. И у тебя есть два пути: либо твой дух силен и ты поднимаешься, либо смиряешься и падаешь. Важно помнить: что бы с тобой ни случилось, именно ты должен найти в себе внутренние силы, чтобы подняться, показать этот пример другим и жить в обществе. Несмотря на инвалидность, у героев фильма есть и любовь, и успешный бизнес, и интересная работа. Люди с инвалидностью могут не только существовать, но и полноценно и красиво жить, - говорит Сергей Мирошниченко.

В Москву приедет System Of A Down

System Of A Down. 20 апреля,понедельник. Москва, СКК "Олимпийский". Начало в 19.00

Знаменитая американская группа продолжит мировой тур единственным концертом в России. Новых песен у "системщиков" нет с последнего номерного альбома 2005 года Hypnotize. Но не удивительно, что очередные выступления (тур стартовал в Калифорнии, а продолжился в Лондоне, Лионе, Брюсселе, Амстердаме, теперь в Москве) проходят с аншлагами. А на афишах всех ближайших концертов, кроме московского, значится: "все билеты проданы"...

Причина в том, что второй такой группы в мире, наверное, нет: квартет играет альтернативный метал с эпизодическими увлечениями фанком и ню-металом, а все его участники - этнические армяне (правда, родом из Калифорнии). И отсюда в их музыке удивительная и не типичная для метала напевность, уникальные вольные приемы, темперамент, страсть, а порой и красивая грусть... Но есть и другая, не менее важная: даже те, кто не любит System of a Down, должны признать - мало какая из рок-групп готова столь непредсказуемо менять трек-листы своих концертов во время туров и удивлять неожиданными сюрпризами. Так, во время недавнего концерта в Лондоне (между прочим, на стадионе Уэмбли!) группа к радости зрителей сыграла в качестве вступления к своему хиту Psycho фрагмент песни Start Me Up столь уважаемых английских рок-легенд The Rolling Stones. В калифорнийском Инглвуде - выдали народный африканский танцевальный трек группы Moremogolo Tswana - Kez Yem Hishoum. Ну а в Лионе - неожиданно спели и одну из главных песен культовых блюз-рокеров Dire Straits - Sultans of Swing. Тем более любопытно, что они приготовили для Москвы, где группа да и ее вокалист Серж Танкян с сольными проектами уже не раз бывали...

Всего же в программе будет сыграно рекордное для рок да и поп-концертов количество песен - 35 или 36. Конечно, окажутся среди них и Toxicity и Lost In Hollywood, и Sugar.

"АнимациЯ". "Распутье". (CD) "Навигатор Рекордз". 2015 г.

Эта группа лишь в прошлом году мощно ворвалась в элиту российского рока во многом благодаря альбому "Продано не все" и выступлению на главной сцене "Нашествия-2014". Ее новый диск "Распутье" (уже шестой по счету) еще сильнее, мудрее и размашистей. Уже первая песня - "Март" - демонстрирует новый уровень "Анимации". Она продолжает традиции былинно-сказительной, трагической распевной баллады в смятенной и неприкаянной манере Александра Башлачева. Дальше в дело вступают встревоженные соло гитары, очень уместны перепады напряжения, драматизм музыкальных сюжетов. А в еще одной лучшей песне диска "#непорусски" (да, именно с таким правописанием) появляется уже и баян Рушана Аюпова (былого спутника Гарика Сукачева)... Не все песни выдерживают заданный уровень, чуть удручают "Журавли" со строчками "Наверное журавли летают на Бали/А я все на мели! Не прет! Вот! И кто им запретит, они же не в кредит...", сделанные более мелко и без удали и мудрости остальных треков "Распутья"... А последний трек на диске - песня Виктора Цоя "Атаман". Справедливо и уместно.

На выходных вспомнят Алексея Балабанова

"Балабановские чтения" - Санкт-Петербург и Москва, 16-19 апреля. Выставка "Балабанов. Перекрестки" - с 23 апреля в Информационно-культурном центре искусства и музыки библиотеки Маяковского в Санкт-Петербурге.

Алексей Балабанов умер два года назад в Сестрорецком санатории, через два дня после того, как закончил работу над последним сценарием - "Мой брат умер". С течением времени становится все отчетливее масштаб режиссера, снявшего главный фильм 90-х - "Брат" и важнейший фильм нулевых - "Груз 200", и все заметнее его влияние на эпоху и уже на несколько поколений выросших на постсоветском пространстве молодых людей.

Сквозной темой посвященных режиссеру чтений станут "Перекрестки" - то, что помещает Балабанова в контекст времени, взаимных влияний и связей.

18 апреля на новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, а 19-го в Электротеатре "Станиславский" в Москве пройдет научно-практическая конференция, в рамках которой поговорят о неизученных аспектах творчества режиссера. Среди участников - главный редактор журнала "Сеанс" Любовь Аркус, философ Александр Погребняк, профессор Йельского университета Джон МакКей, кинокритики Андрей Плахов, Антон Долин и журналист Юрий Сапрыкин.

16-18 апреля в кинотеатре "Аврора" (Санкт-Петербург) состоится мини-ретроспектива из трех картин: фильм "Андрей Рублев" Андрея Тарковского представит киновед Любовь Аркус, испанский киновед Хесус Паласиос, автор монографии о Балабанове, покажет картину Агусти Вильяронги "За стеклом", "Голод" Хеннинга Карлсена - кинокритик Мария Кувшинова. Все три оказали исключительное влияние на творчество Балабанова.

Будет представлено и дополненное издание книги "Балабанов" Кувшиновой, в которой биография режиссера раскрывается сквозь призму снятых и в особенности неснятых картин - экранизация повести "Камера Обскура" Набокова, фильмы "Река" и "Американец" и др.

Кроме того, пройдет экскурсия "Балабанов на Васильевском" - художественный редактор "Сеанса" Петр Лезников покажет места, где Балабанов жил, был похоронен и где снимал сцены картин "Счастливые дни", "Брат", "Про уродов и людей", "Я тоже хочу" и др.

С 23 апреля в центре искусства и музыки библиотеки Маяковского в Санкт-Петербурге откроется выставка "Балабанов. Перекрестки" - "тотальная инсталляция". Среди прочего в экспозиции будут представлены работы жены режиссера и его художника по костюмам Надежды Васильевой, художника Владимира Карташова, который вместе со съемочной группой Сергея Бодрова-мл. погиб в Кармадоне, екатеринбургских друзей-музыкантов - Вячеслава Бутусова и Насти Полевой. Автор концепции - Полина Заславская.